Принудительность веры (рецензия на «Жизнь Пи» Энга Ли).

Jan 11, 2013 22:43


Это красивый и по-своему интересный фильм Энга Ли (хотя более правильно его называть Ли Ань) о приключениях, об испытаниях, ну и, как сообщает рассказчик, о боге. Фильм снят по бестселлеру Янна Мартелла, и, как и книга, является своего рода сказкой для взрослых о внутренних поисках веры и истины. Сам стиль повествования в картине явно рассчитан на ( Read more... )

травма, поиск себя, рецензия, нью-эйдж, атеизм, воображение, мужество, кино, Жизнь Пи, вера, религия

Leave a comment

anonymous January 13 2013, 15:33:16 UTC
Традиционно хорошая рецензия на фильм, Иван. Спасибо.
Но, поправь меня если я не прав - ты слегка противоречишь сам себе или мне это только показалось?
Начало текста - вера есть, она не может не быть, от обратного - неверие невозможно ("В каком-то смысле быть полным и последовательным атеистом - невозможная вещь").
Конец текста - вера в стиле ньюэдж - фи-фи-фи, потому что она "вера лайт". Да хоть "вера хард", какая разница если все верят? Одни верят в бога, потому что так завещали предки, другие верят в мозг, потому что ничего достойного под рукой нет, третьи верят, что они не верят. Чем вера лайт хуже веры брейн? Тем что она проще? Прошу меня в очередной раз простить, но я в это не ВЕРЮ.
Более того, я знаю, что это не правильно, это заблуждение. Интеллект (не важно в какой степени), не достоин говорить о вере. Долю времени когда он главенствует на гистограмме человеческого существования, я бы сравнил с долей времени главенствования гандонов на гистограмме развития любви.
Когда вы научитесь контролировать снобизм своего мозга, то сможете с помощью восприятия читателей создавать удивительные вещи. Когда я научусь контролировать онанизм своего полового органа, я смогу с чьей-то помощью создать ребенка. Время и у вас и у меня есть. Но оно очень быстро кончается.

Reply

shmandercheizer January 13 2013, 16:08:41 UTC
Тут есть один нюанс, который я не стал оговаривать (чтобы бесконечное количество раз не повторяться). У нас у всех есть верования (во что-то), которые проявляются эпизодически. Само собой такой человек не является ни верующим, ни неверующим. Иными словами, дело в том, что вы конкретно делаете с этими верованиями. Используете как ни к чему не обязывающую ширму от реальных проблем и вопросов? - вот вам и вера-лайт. Воспринимаете свою веру как безусловное бесспорное знание - вот вам и фундаментализм любого сорта. Выстраиваете жизнь в напряжении между предписаниями своей веры и сомнением - вот и религиозный человек, верующий в привычном (даже возвышенном) смысле. Кто я такой чтобы судить людей за их выбор?
Однако, я не придерживаюсь искусственных разделений между разумом и верой (концепция двойной истины). Но именно интеллект мне подсказывает, что критиковать нужно не тех, кому вера что-то дает (я к таковым не отношусь), а тех, кто из веры пытается что-то себе выторговать, выкружить. Нью-эйдж - и есть желание получить больше, чем оплачено.
Т.е. в такой критике есть всегда элемент самокритики. И конечно "снобизм моего мозга" зиждется на расколе между пониманием верующих и пишущих о вере и собственной несколько виноватой формой осознания неспособности поверить. Так что мой снобизм, хоть и расцвечен идеями мистиков, Кьеркегора и Тиллиха, но он довольно смиренный. Все-таки этот "снобизм" не ставит себе целей больших, чем заставить думать других.

Reply

shmandercheizer January 13 2013, 17:02:01 UTC
Ну а что касается "удивительных вещей", которые я мог бы создавать, то это обетование мне неясно, как и последующее высказывание. Если можно, то поясните. И лучше представившись. Можно в личку.

Reply


Leave a comment

Up