Еще немного ненависти?

Dec 01, 2012 23:39


И снова о ненависти. Не знаю как остальных, а меня первый календарный день зимы  ни к каким хорошим мыслям не располагает. Первое декабря - означает, лишь еще 4 месяца зимы в наших широтах, а значит, большая часть неприятных явлений последнего месяца станут постоянными и рядовыми.

Во-первых, я ненавижу морозы. Одеваться в тяжелые вериги и оттачивать на улицах навыки эквилибриста - сомнительное удовольствие, но терпимое. А вот синюшные обмороженные ткани после нескольких минут пребывания на улице - увольте, не для меня. И байки про настоящих сибиряков тоже оставьте при себе. Вместе с падением температуры ниже отметки -20, я начинаю также ненавидеть управляющую компанию. За весь маразм с непонятными поборами, датами съема показаний и оплаты, симуляцией ремонта и прочее их и так давно пора сжечь публично в мусорном баке. Теперь же выясняется, что после бесконечных осенних отключений воды, якобы ради нормального теплоснабжения, чуть только ударят морозы и дома снова холодно.

Во-вторых, я ненавижу пробки, а ситуация с ними даже от небольшого снегопада ухудшается вдвое (видимо потому как почти вдвое уменьшается проезжая часть). Я могу понять автолюбителей за то, что они не пользуются городским транспортом: холодно, неудобно, проблемы с регулярностью и в конечном счете все равно стоять в пробке (так хоть в тепле и удобстве). Однако я не могу понять, почему при всех неудобствах, которые приносят водителям пробки, подавляющее большинство их них остаются тупорылыми кретинами. Два элементарных правила, при их выполнении большинством, серьезно могли бы поправить положение на дорогах. Это осторожное (безаварийное) движение и принцип «постепенный разгон - постепенное торможение». Пробки - волновой эффект резкого торможения, что не единожды уже изучено на реальных и математических моделях. Но олигофренам за рулем знания ни к чему, они по слухам знают, что проблема в большом количестве машин и неправильных светофорах.

Впрочем, еще большую ненависть вызывают градоначальники, которые просто ничего не делают с транспортной ситуацией. Чинуш и дорожников все устраивает: деньги выделяются, что-то делается, а что изменений нет - так это ерунда, народ потерпит. Я нисколько не мню себя профессиональным урбанистом, но даже мне по доступным материалам понятны две вещи. Первая: проблема решаема (другие города находили выходы из ситуаций с худшими начальными условиями), причем есть даже альтернативы - например, крупногабаритные автобусы с выделенной полосой, надземный электропоезд или скоростной трамвай. Вторая: нет желания, поскольку тем, кто сидит на распределении денег нужно, чтобы проблема сохраняла свою остроту (тогда и деньги будут выделять). Ну а отчитаться они всегда смогут - например, одной станцией метро, построенной всего за 7 лет. Вот таких людей я действительно ненавижу - не за то, что они власть или воруют, а за то, что они просто не выполняют свою работу. Всем, кто официально препятствует решению проблем с городским транспортом, я желаю попасть в скорую, безнадежно застрявшую в пробке.

Вот такой вот пост ненависти, или точнее, стилизация под этот жанр. Для меня это именно стилизация, потому что мое отношение к подобным вещам - это скорее род раздражения, в большей степени интеллектуального. Я поэтому и написал об этих вещах, чтобы еще раз попытаться осознать место ненависти в моей жизни. Ненависть в привычном понимании - как чувство для меня это явление нескольких секунд. Оно вспыхивает без всякого желания и очень быстро скрывается за уже сложившимся отношением, рефлексией, самообладанием. Я фиксирую ее только по какому-то внутреннему осознанию изменений во взгляде: физически это, пожалуй, едва заметное напряжение глаз и некоторых мимических мышц (челюсть, брови). Ощущения радикально отличаются, например, от гнева, который мне хорошо знаком - он-то как раз весьма физиологичен (верхнее дыхание, мимика оскала, легкий тремор). То есть как часть воображаемого образа себя я в состоянии ненависти - это прежде всего взгляд, взгляд, наполненный намерением. И эти намерения отнюдь не добрые. Хотя я вряд ли когда-нибудь узнаю, видят или чувствуют это в моем взгляде другие (или это всего лишь фантазия). В любом случае, мне вполне понятно, что подобное проявление ненависти скорее всего обусловлено и воспитанием, и в целом не слишком эмоциональной натурой.

Другое дело - ненависть в сфере мысли. Ненависть здесь нечто структурное, системообразующее. Ненависть - это не просто род интереса, но и особая тональность, которая определяет не только восприятие вещей, но и проведение связей. Ну, вот например я ненавижу глупость - не всякую, а скорее тот род примитива, который попросту отрицает наличие горизонтали, других уровней. Казалось бы, мы все совершаем глупости и поэтому что проку в такой ненависти? Однако для меня это очень ценный элемент именно мышления. Конечно, я способен понять чужую, да и свою глупость, и прощать - хотя это и сложно - но умею. Дело в другом: ненависть как раз является важным фактором, выстраивающим мысль в сторону практики, действия. Само по себе мышление может практически бесконечно заниматься анализом частностей, и поэтому очень важно иметь не только внешние стимулы (воля, долг и т.д.), но и внутренние, не гетерономные побуждающие причины. А ненависть - одна из них. Это, по всей видимости, в большей степени проблема интуитов, хотя переизбыток воли (например у черный сенсориков) иногда играет дурные шутки с логикой.

Конечно, здесь я очень вольно обращаюсь с терминами, но, по сути, мне действительно кажется интуитивно верным такой парадокс: ненависть как один из путей к этике, к подлинному и безупречному поступку. Я даже думаю, в ненависти нет никакой трагедии - подумаешь, дисгармония. Гармония - это инфантильная выдумка, для тех, кто бежит от противоречий. Точно также нет и никакой трагедии в плохих условиях жизни, даже если вам приходится выживать. Куда как более важно то, что дает вам силы, придает импульс для собственных (а не только вынужденных или общепринятых) поступков. Если один из таких источников ненависть, то почему бы и нет.

ненависть, я, нестрогие размышления, эмоции, город, этика, самоирония, злободневное, поступок

Previous post Next post
Up