Домогаясь гармонии

Apr 15, 2011 01:10

 Я видел диво. И снова в Меге. Это, конечно, не случайно в свете моих заявлений, что супермаркет сегодня - это и музей, и храм, и тусовка, и много еще что. Надо сказать, я уже начинаю испытывать чувство непристойности в супермаркетах: тут же люди открыты как нигде, словно на исповеди. А я гляжу и подмечаю. Негодяй и вуаерист, понимаешь, нет бы просто потреблять как все.

Прежний променад по Икее не прошел бесследно - архаичный механизм обустройства среды обитания был запущен. Поэтому отнюдь не с досужим интересом, в этот раз мы с женой посетили еще один анклав забугорного праздника жизни, расположенного в Меге - Леруа Мерлен. Но консумерский трансфер с Леруа как-то сразу не заладился: я не испытал доверия к бренду, посему не мог раскрыться пред ним внутренне «аки дитя». Зеленый треугольник логотипа мне напомнил систему винкелей в нацистских концлагерях (зеленый полагался уголовникам), а слоган «Дом для дома» - понятие «плеоназм». Моя фантазия уже нарисовала мне картинку с колючкой и пулеметами на башнях.

Я, пожалуй, ожидал встретить там что-то сюрреалистическое - вроде связки сковород в форме виноградной грозди (как в Икее) или лабиринтов товаров, в которых начинаешь сам себе казаться товаром со штрих кодом на затылке, ищущим собственную полку (как в Ашане). Но то, что я увидел, оказалось смелее моих фантазий. В Леруа Мерлен я увидел толпы людей, которые ДУМАЮТ или хотя бы пытаются думать. Я серьезно. Когда мимо нас прошла немолодая пара, и мужчина выдал фразу: «Я люблю хаос, а у тебя все какое-то циклическое» - я решил, что у меня слуховые галлюцинации. Целые толпы людей там ходят и пытаются мыслить, оценивать, аргументировать, воображать, творить. Меж рядами обоев стоит почтительный шепот и витают прожекты. Это замечательное открытие, учитывая, что большинство из них не могут себе позволить рассуждать и спорить о вкусах за чашечкой сакэ или кальяном. Даже в университетах я давно не видел таких опроблемившихся лиц, ищущих взглядов, подбирающих подходящее умное слово ртов.

И мне вполне понятны движения их страждущих умов: ведь ремонт - дело судьбоносное, не только потому, что надолго и дорого. А потому что выбрать интерьер, убранство дома - это определить будущее своих настроений, позывов, вкусов. Не утомляя читателя пересказом, предложу ему утомиться объемной статьей на тему: http://shmandercheizer.livejournal.com/12693.html. Хотя смешно наблюдать бездарные попытки умничать на эстетические темы, меня больше заинтересовал конфликт вкусов среди шпатлевок и ковриков для ванн. Даже мы с женой, обычно находящие какие-то общие точки во взглядах на самые разные вещи, не без удовольствия попрепирались добрых полчаса (повод я вам не открою). Язвить насчет чужих вкусов - это так приятно, не зря Честертон юморил, дескать, конечно же, о вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.

Но, несмотря на экзистенциальный прорыв в эстетику, увы, следует констатировать, что потребитель поголовно болен. Болен поисками гармонии. Симптоматика заболевания проявляется редко, но тут условия сами располагают. Разные эпидемии и эпизоотии в наше время не редкость, однако, к примеру, вирус позитивчика хотя и более навязчив и неприятен в своих внешних симптомах, зато легко излечивается - стереть лыбу со щщей проще простого. Не то с хроническим или острым гармонизмом.

Проблема с домогательствами гармонии по жизни отнюдь не в ней самой, а в том, что люди назовут ею. Во-первых, каждый второй полудурок под этой маской ищет уютненькое и красивенькое - словом, свой мелкотравчатый комфорт. А комфорт как категория давно уже шагнул за грань конкретного удобства и стал требованием не думать, т.е. перекладывать на вещи все, что напрягает. В реале это означает прежде всего потоки мусора, ведь рост гармонизации жизни достигается потреблением товаров, предназначенных быть мусором. Своим трудом и умом компенсировать нехватку гармонии люди разучились. Во-вторых, люди стараются заполучить не какой-то там эстетический идеал, от которого будет пахнуть музыкой сфер, нет - они хотят соблазнить чужое мнение. Мол, придут гости, увидят мой интерьер и скажут (и тут разворачивается фантазм этого горе-искателя). Если бы далее по сюжету случалось удовольствие, то я бы отвял. А с какого перепугу оно там случится, если и сам человек знает, что эти гости, знакомые - никудышные люди в общем-то, а не какой-то авторитет?

Хронические запросы на гармонию пагубно влияют на уровень критичности интеллекта. Подобные люди легко ведутся на рекламу. Она-то пообещает вам даже гармоничное сочетание козы и баяна или свиньи с апельсинами. Реклама - это школа порочных страстей, указывающая чего желать, чтобы эффективно просирать свою жизнь. Как изрек Батай: «Страсть к гармонии - вот в чем заключается величайшее раболепие». И лекарство от навязчивого стяжания гармонии отнюдь не в простом отказе. В попытках наотмашь устранить ложь ни ищут правды, а городят чушь или еще более хитрый самообман. Искусство может помочь, но оно не панацея, и его днем с огнем не найдешь - все какие-то разбодяженные суррогаты. Под искусством я понимаю не музейный хлам со штампом «классика», а то, что швыряет в лицо дисгармоничную реальность человеческого существования.

От искусства должно нести как перегаром насилием и желанием. А «царство гармонии - это смерть человека и конец истории». В целях же профилактики следует научиться плевать на гармонию. Нет, и не надо. А если и следует достигать какой-то гармонии, то только душераздирающей.

гонзо, супермаркет, гармония, ЛеруаМерлен, МЕГА, анализ повседневности

Previous post Next post
Up