Недавно прочитала мысль о том, что на выставке тебя может по-настоящему поразить только одна картина. Можно посмотреть очень много, но проникнуть, ощутить, прийти в полнейший восторг, можно только от одной, на вторую просто не хватит душевных сил. Может быть у кого-то по-другому, а у меня именно так. Поэтому глубоко во мне живет «Мадонна с младенцем» Рафаэля из Дрездена, «Долина в Овере» Ван Гога из новой пинакотеки в Мюнхене, «Снятие с креста» Рембранта из Эрмитажа, «Рождение Венеры» Ботичелли из Флоренции, «Прогулка» Шагала из Русского музея, «Дама с горностаем» Да Винчи (выставка одной картины в Пушкинском), «Боярыня Морозова», «Демон», Рублев, Куинжи и другие из Третьяковки. Сегодня частью меня стала картина Рубенса «Оплакивание Христа». Задержав на ней взгляд, я уже не могла его отвести. Я отходила к другим работам, но потом опять возвращалась. Она вызвала во мне какой-то шквал эмоций от грусти и отчаянья до тихой радости, надежды, непоколебимой силы и веры. В основе картины фигура Христа, она олицетворяет страшное, непоправимое, конец. Она большая мощная, тяжелая, недвижимая, просто ужас. Рядом Богоматерь, в которой не осталось ничего, только горе, страдание, опустошение, ее синие одежды излучают страшный внутренний холод, она сама как мертвая. И тут я вижу красный, этот контраст теплого и холодного (спасибо Иттен), я начинаю его разглядывать и понимаю, что я в жизни не видела более теплого спасительного доброго красного цвета. Этот человек раскрывающий свои объятья, со спокойно грустным лицом, с теплыми каштановыми волосами, он воплощение надежды! Надежды на утешение, на внутренние человеческие силы, на новые силы, на новый путь! Эти два цвета просто поразили меня, вся композиция в целом, серая тяжесть тела Христа, синяя пустота Богоматери и теплые красные объятья.
400 лет назад Рубенс написал эту картину, а сегодня она пронзила меня насквозь. Спасибо Вам, Питер Пауль Рубенс, за теплые красные объятья в моей душе, за надежду…