Почему погибает hh.ru?

Apr 12, 2011 13:51



- Что ты куришь, Митенька?
- ТВОЕГО СЫНА.

На прошлой неделе в разговоре umamuma заметила, что hh.ru начал как-то неправдоподобно быстро катиться по наклонной. Сначала сайтом перестали пользоваться друзья, затем знакомые, потом там перестали появляться приличные вакансии, затем на сайт перестал заходить и я сам, теперь hh.ru начал массированную рекламную компанию по исправлению положения, не меняя ничего в своей работе.

Интересно посмотреть, как на наших глазах гибнет один из немногих толковых проектов в рунете, его администрация лишь ускоряет это падение - вместо того, чтобы исправлять ошибки, они решили сменить дизайн и купить десятки рекламных билбордов в Москве. Тонущий Титаник решили спасти рекламой и перекрашиванием спасательных жилетов...

Реально же хедхантеру давно пора "переменить скатерть", как на кавказе - взять с четырех сторон и вместе со всей утварью завернуть в узелок и выбросить. Затем расстелить новую скатерть и радикально поменять блюда. Но прежде чем огласить меню, давайте посмотрим, что у нас на столе не так сейчас.



Перемена мест!

Проблема этого застолья в том, что его хозяева... плохие люди. Не случайно же они так не любят светиться - попробуйте по памяти вспомнить авторов hh.ru. Насколько я знаю, сайт создал Юрий virovets - недоучившийся советский психолог. Напомню, что все гуманитарные науки в ссср были под запретом, а психология и социология просто были частью религии марксизма. То есть советская психология - это даже не точная наука, а радикальная религия. Не случайно Вировец пошел на психфак после того как получил диплом химика.

Отсюда и все проблемы - приглашая людей на застолье, Вировец считает их математической функцией химической реакции, все гости одинаковые, и легко заменяемые, да и кому они нужны - главное, это блюда на столе, гостей вообще поганой метлой гнать пора из-за стола. Буквально так и работает hh.ru - администрация сайта строго исповедует марксистские догмы о том, что все люди - ничтожества.



Беседа с населением

Хедхантер вообще не уделяет никакого (!) внимания соискателям, считая, что все решает работодатель, а к нему стоит очередь из тысяч и тысяч оборванцев, на которых и смотреть приличному человеку не пристало. Более того, Вировец глубоко убежден, что человек, в принципе, существо подневольное и не обладающее свободой воли. Ему принадлежит совершенно чудовищная по глубине мракобесия цитата: «Многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности, потому что их ничему не научили»

То есть человек стал совком настолько, что считает, что в ВУЗе должны чему-то учить. В то время, как смысл ВУЗа в том, чтобы дать возможность человеку учиться - только в совкве ВУЗ был продолжением школы с тетрадками, конспектами, домашним заданием, оценками и контрольными. Настоящее же высшее образование заключается в создании идеальных условий для самообразования.

Но тут следует сделать скидку, что создатели ХХ.ру прошли слабоумную советскую школу и... не смогли получить высшего образования. У таких людей существует огромный комплекс неполноценности перед образованными людьми. Комплекс этот возникает на пустом месте, потому что они думают будто высшее образование дают, а высшее образование можно только взять - ВУЗ ничему не может научить. Можно научить читать и писать, но нельзя научить думать самостоятельно. И уже поэтому каждый образованный человек уникален.



Такие разные близняшки!

Собственно, к написанию этого поста меня подтолкнула фраза, которую неосторожно обронила Любовь Симонова, с которой я недолго работал в StartupIndex, на мой взгляд, она один из ключевых экспертов на рынке стартапов и по этой цитате вы поймете почему у нас в рунете дела обстоят так, как они обстоят: Итак, отбор проектов для инвестирования я сравниваю с отбором молодых сценаристов. Как вы знаете, Голливуд - это огромная киношная индустрия и молодых актеров, сценаристов, танцовщиков там огромное количество. И каждый день они туда приезжают в поисках счастья.

Итак, человек с деньгами решает сделать фильм и хочет привлечь нового сценариста. Т.е. не просто пойти и заказать сценарий, а дать возможность молодым талантам проявить себя. А человек с деньгами снял не одно кино и знает как и что должно быть. И хочет он на этот раз снять фильм, скажем, на тему средневековой Англии.
Объявляется кастинг сценаристов.
И приходит их много много, человек так 5000. И у каждого есть возможность лишь в одном предложении изложить суть своего фильма.
По итогам первого круга отбирают эдак человек 500.
И у них есть возможность в одном абзаце рассказать суть своей задумки.
Итогом имеем человек 50, которые могут на одной-двух страницах дать тизер своего сценария.
Да, заметьте, никому еще ничего не заплатили.
В итоге, трое-пятеро напишут сценарии полностью и лишь одного выберут и купят у него сценарий.

Вот так и отбор проектов. Вам достаточно лишь одного предложения, чтобы заинтересовать человека своим проектом.
Думаю, комментарии тут излишни. Скажу только, что в реальности дела обстоят диаметрально противоположно, деньги в голливуде есть у всех, а вот сценарии... есть целая профессия людей которые правят сценарии в соответствии с канонами и к ним стоит бесконечная очередь.



Очарование богемы в ее элитарности

Например, в России сейчас всего 5 профессиональных сценаристов и за каждого из них идет бой не на жизнь, а на смерть. Нормальна практика, когда им годами платят за то, чтобы они вообще ничего не писали. Лишь бы не досталось конкурентам. В голливуде эта напряженность помножена на сто - любого сценариста, даже самого завалящего рвут на части еще до его приезда в голливуд. Потому что любой талант - это колоссальная редкость на вес золота. Любой, даже если речь о мыльных операх, которые у нас снимают только что бы заполнить паузы между рекламными паузами (я не шучу).

Удивительно, как этого не понимают профессионалы по кадрам, у которых даже название сайта переводиться как Охотник за головами. За соискателями, а не за вакансиями. Решив гмгм.. скопировать свой сайт с американского аналога, команда Вировца копировала только внешнюю часть, сама механика охоты за головами для них тайна за семью печатями. Что отлично видно по этому гомерически смешному интервью. Соискатели работы там упоминаются и вовсе один раз и то без слез читать невозможно, на моей памяти это рекорд по виртуозности хамства:К сожалению, большинство россиян еще не овладели культурой самопрезентации, и написать подробное резюме с первого раза для них проблема. Поэтому каждый раз, когда модератор блокирует неинформативное резюме, соискателю уходит письмо с рекомендациями по улучшению резюме.
Слы, что за херню ты тут нам прислал? Мы что нанялись ее читать? Забыл в какой стране живешь? А ну быстро заполнил анкету по форме ПЖДОООЛ-256Бис!

Ну, а раз мы установили причины всех проблем, давайте перейдем к их исправлению. "От критики оружия, к критике оружием". Нужно принять очевидный факт, что hh.ru накрывает стол для людей, и только для них - поэтому хлебово в корытах убираем, и сервируем стол для каждого из гостей персонально, руководствуясь правилом, что клиент всегда прав.

1. На ловца и зверь бежит.



Опыт сын ошибок трудных

Главные и единственные клиенты Хед Хантера - соискатели. Не человек должен искать работу, а работа человека. Сайт должен сам подбирать вакансии и предоставлять пользователю аналитику рынка.

Следует понимать, что каждый человек - уникальный специалист и богатство сайта. Только если у сайта есть база анкет специалистов, туда будут приходить хорошие работодатели, будет продаваться реклама и будут приходить новые соискатели. Все остальное будет вызывать лишь отток людей с сайта.

2. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.



Помощь в принятии самостоятельных решений

Клиент всегда прав - это единственная внутренняя инструкция, которая должна быть в клиентском отделе.

Ни в коем случае нельзя говорить людям, что они не правы. Даже если они не смогли составить резюме это ваша вина - ведь вы ничего не сделали для этого. Если вы видите конкретные ошибки - исправьте их самостоятельно и отправьте соискателю на утверждение вашу версию.

Мне вот очень не нравиться писать резюме, отвечать на вакансии и т.д. Резюме - потому что сложно сразу все вспомнить и записать, почему hh.ru не помогает мне в этом? Отвечать на ваканссии - потому что нужно каждый раз копировать и вставлять сопроводительное письмо и вообще напрягаться и делать за hh.ru его работу. Почему нельзя привязать сопроводительное письмо к резюме и вообще автоматизировать процесс?

3. Работа не волк - в лес не убежит.



Стабильность

Профессионалы всегда хорошо себе представляют стоимость своего времени. Непонятно, почему ХХ постоянно предлагает делать за него работу, да еще и бесплатно. Почему я сам должен заполнять резюме, искать вакансии, писать письма, собирать сведения о работодателе, отзывы других соискателей о нем (этого на сайте вообще нет), проходить собеседование, торговаться из-за зарплаты и так далее? Все это серьезная фулл-тайм работа, за которую я привык получать деньги, может быть ХХ пора уже самому начать делать эту работу за меня?

Поскольку все это практически механические действия, сродни юридическим, не плохо было бы приставить к каждому пользователю виртуального "адвоката" который возьмет на себя всю рутинную работу и будет сообщать уже лишь о результате: я нашел для вас вакансию гендира в газпроме, прошел собеседование и они согласны на миллион в месяц, но не могут предоставить личный автомобиль, взамен я договорился на кабинет побольше.

4. Любишь кататься - люби и саночки возить.



Бери пример

Главный недостаток hh.ru - полное отсутствие ответственности. Предположим, пошел я на собеседование, а мне там нахамили или просто не понравилось. Что делать? Hh.ru тут же умывает руки - мы нипричем, мы просто размещаем объявления на самих клиентов нам плевать. И ладно бы плевать, так нет - такие механизмы есть для работодателей, но почему-то вообще не предусмотрены для соискателей.

Полное отсутствие заботы о пользователях (и вообще обратной связи) накапливает на ХХ весь негатив, который случается у соискателей с поиском работы. Отсюда же вытекает и полная анонимность hh.ru - вообще непонятно, что это за сайт, кто за ним стоит и можно ли ему доверять.

А если нельзя доверять ХХ, то как можно доверять его работодателям?



Какая няшка!

Но главное, причина проблем ХХ не в конкретных решениях, "разруха в головах", поэтому и решение проблемы может быть только идеологическим. Я полагаю, достаточно будет лишь направить свое внимание на клиентов и прислушаться к тому, что им нужно. Принцип "клиент всегда прав" еще не подвел ни одну компанию в мире.

Почему ХХ до сих пор не повернулся лицом к клиентам, но остается самым успешным сайтом для поиска работы? Тут тот же секрет успеха, как и у всего остального советского бизнеса - отсутствие конкуренции. Я ради интереса попробовал зарегистрироваться на superjob.ru и... не смог: "Поле Должностные обязанности и достижения блока Опыт работы не должно содержать ссылок!"



Коты - лучшие консультанты!

Но, к сожалению, кроме внешней конкуренции, существует еще и лояльность клиентов, которая у ХХ уже ушла в минус. Если же они и после этой статьи не услышат своих клиентов, то вообще непонятно, зачем они занимаются бизнесом.

pr или смерть, PR или смерть

Previous post Next post
Up