Города и монетные дворы основанные Сасанидами (ч. 1)

Jan 13, 2025 12:51


Большинство сасанидских царей способствовали либо созданию новых городов, либо расширению старых. Это часто были старые города с коммерческим значением вдоль торговых путей. Другие были новообразованными с растущим населением, в основном благодаря сасанидским военным действиям. Успешные кампании привели к перемещению населения в новые районы, иногда улучшая существующие города, а иногда основывая новые. В целом, большая Персия в период Сасанидов стала гораздо более крупным городским обществом, чем в любой предыдущий период. За четыре с половиной столетия сасанидские цари добавили или развили около 109 городов. Только несколько из этих городов стали центрами монетной чеканки. Их можно узнать по их известным подписям монетного двора. Кроме того, было несколько городов, которые могли бы считаться центрами чеканки, поскольку они разделяли аббревиатуры своих названий с другими городами, которые были признаны центрами чеканки.



Эта деятельность по развитию остается беспрецедентной в истории доисламских империй в Иране. Ежедневные рынки товаров внутри или вокруг городов, а также многочисленные военные лагеря создавали потребность в постоянном потоке качественной монеты. Сасанидские города также должны были удовлетворять самые основные потребности людей в воде, пище, жилье и безопасности, прежде чем могли появиться признаки настоящей городской жизни. Реки и их бассейны обеспечивали водой большинство сасанидских городов, таких как города в Парсе и Хузистане (бассейны Кор, Пулвар и Шапур), для Асуристана и Хузистана (бассейны Тигра, Евфрата, Каруна и Кархеха), Табаристана и Горгана/Дехистана (бассейны Атрак и Каспийского моря), Исфахана/Джея (бассейн Заяндеруда) и других. Эти бассейны также обеспечивали потребности для сильных сельскохозяйственных общин и их местных рынков, как можно увидеть в раскопанных остатках Вех Ардашира. В совокупности они способствовали созданию богатой и религиозно разнообразной сасанидской культуры. Это можно увидеть в развитии новых городов и монетных дворов. В дополнение к рынкам, денежные выплаты войскам и последующие обмены больших единиц или номиналов этими войсками на меньшие (возможно, с целью отправки их семьям) оставались доминирующей чертой персидского военного лагеря. Карта такого лагеря указывает, что расположение ростовщиков и менял находилось прямо в центре лагеря наряду с другими основными службами. Табари записывает несколько таких денежных обменов войсками в последующий период исламского завоевания Персидской империи, что указывает на рутинную и долговременную практику. Эти потребности в наличных создали необходимость в активных центрах чеканки.

Население

Из изучения первоначальных и вторичных записей о разнообразном составе населения (включая коренные народы или депортированных/военнопленных во время правления Шапура I, Шапура II, Пероза, Йездигерда II, Кавада I и Хосрова I), похоже, что ни один из городов, построенных специально для размещения римских или византийских военнопленных, депортированных из сирийских городов или депортированных из Бахрейна и Аравии, не был выбран в качестве монетного центра. Население также влияло на внутреннюю планировку города. Почти все города, спроектированные для военнопленных или для гражданских депортированных, которые были в основном христианами, показывают «сетчатую» планировку; другие города имеют круглые или зооморфные формы, такие как конь или орел (Ибн Балхи). Зооморфные формы в абстрактных контурах, а также множество сасанидских декоративных элементов лучше всего видны в местных традициях племенных ковров в провинции Фарс (Древняя Персия), где эти формы сохранились со времен Сасанидов протяжении столетий. Обширное исследование этих форм вместе с примерами этих ковров было завершено и опубликовано Сайрусом Пархамом и Сиавошем Азади в Тегеране в 1992 году.

Один город, Бишапур (Город Шапура), также демонстрирует некоторые римские влияния в декоративном искусстве. Однако это был город, созданный не для римских заключенных. Скорее, в нем находился дворец Шапура I, храм Огня и здания, на которых были размещены многие из рельефов, увековечивающих его победы над римлянами. В сасанидских городах были различные нац. меньшинства, а также большинство коренных народов. Такие города, как Вех-Ардашир, Джей/ Сепахан, Ахмадан, Рей имели большие еврейские общины, а также такие города, как современный Мосул и северная Месопотамия. Такие регионы, как Харев (Герат), Бадахшан и Кандагар, поддерживали очень большие и процветающие буддийские общины до их жестокого уничтожения эфталитами. Если только не произошло восстание, подобное восстанию в городе Джей еврейских жителей из-за религиозных споров, которое заставило Пероза подавить его, записи показывают толерантную политику по отношению к ним, если не ко всем меньшинствам. Что касается христиан, особенно во время правления Шапура II, когда последователи Христа рассматривались как 5-я колонна врага (Рима). За некоторыми исключениями после этого, Сасаниды больше не преследовали христиан, поскольку персидские христиане намеренно разорвали все связи с Римской церковью, установив свою собственную несторианскую доктрину. Отношения между епископами христианской церкви/общин и сасанидскими царями, такими как Йездигерд I, Пероз, Хосров I и Хосров II, были уважительными и строились на взаимном понимании политики, которая управляла сасанидским Ираном.

Previous post Next post
Up