Иногда мы забываем, что монеты не были сделаны для коллекционирования - это материальные останки более ранних цивилизаций. Мы видим это в археологических раскопках, которые вращаются вокруг выявления доказательств, связанных с разрушением Иерусалимского храма и последующим сожжением большей части Иерусалима.
Разрушение Храма произошло в девятый день еврейского месяца Ав в 70 году н. э. Девятое Ава обычно приходится на июль или август и до сих пор отмечается евреями как праздник поста Тиша бе-Ав [девятое Ава]. Некоторые называют его самым печальным днем в иудаизме; он отмечает не только разрушение Храма Ирода, но и Первого Храма, а также дату изгнания евреев из Испании в 1492 году и другие трагические события в еврейской истории.
Одно из самых эмоциональных открытий произошло в 1970 году, в первый год раскопок в Иерусалиме под руководством Нахмана Авигада, когда его команда обнаружила останки дома, сгоревшего в 70 г. н. э. во время войны. Авигад сообщает о раскопках обломков и обнаружении комнат на глубине многих футов под нынешними городскими улицами, где «сажа царила над всем, прилипая ко всему. Она покрывала оштукатуренные стены, и даже лица наших рабочих почернели. Не было никаких сомнений, что здесь бушевал огонь, по-видимому, подпитываемый каким-то легковоспламеняющимся материалом, содержавшимся в комнатах. Это вполне могло быть какое-то масло, что и объясняет обилие сажи». Керамика, каменные сосуды, битое стекло, железные гвозди и монеты были найдены разбросанными по всему зданию, и вскоре стало «совершенно ясно, что это здание было разрушено римлянами в 70 г. н. э. во время разрушения Иерусалима», - писал Авигад.
«Что-то удивительное произошло в сердцах всех, кто был свидетелем процесса раскопок здесь. Сожжение Храма и разрушение Иерусалима внезапно приобрели новое и ужасное значение. Люди, которые ранее считали эту катастрофу волнующей, но абстрактной и далекой, произошедшей два тысячелетия назад, были настолько явно тронуты этим местом, что время от времени просили разрешения взять горсть земли или немного обугленного дерева «в память о разрушениях». Габриэла Бийовски из Управления древностей Израиля изучала нумизматические свидетельства сожжения Иерусалима. Она обсуждает две группы сожженных монет, которые датируются концом Иудейской войны, которые были обнаружены в раскопках вокруг Храмовой горы под руководством Бенджамина Мазара. Данные этих раскопок довольно тесно коррелируют с комментариями Иосифа Флавия, который, возможно, даже был свидетелем событий: «Римляне, посчитав бесполезным, теперь, когда Храм был в огне, щадить окружающие здания, подожгли их все, как остатки портиков, так и ворот, за исключением двух, одного на востоке и другого на юге; их они также впоследствии сравняли с землей. Они также сожгли сокровищницы, в которых лежали огромные суммы денег, огромные груды одежды и другие ценности».
Бийовски обсуждает «два ранее неопубликованных собрания бронзовых монет, обнаруженных в 1975 году, [которые] проливают дополнительный свет на драматические события, сопровождавшие разрушение города римлянами». Обе группы были найдены в связи с «магазином и на прилегающей мощеной улице периода Ирода, идущей параллельно к Западной Стене». Первый клад был найден на полу комнаты; бронзовый кувшин и котел для приготовления пищи были обнаружены вместе с 34 монетами. Среди этих монет были 33 бронзовые монеты Иудейской войны и одна Агриппы I. Вторая группа из 13 монет была обнаружена поблизости и состояла из одной монеты Агриппы I, одной монеты прокуратора и 11 монет Иудейской войны. Несколько удивительно, что две самые распространенные монеты среди всех 47 монет, найденных здесь, были 27 экземпляров бронзового четвертьшекеля четвертого года и 11 экземпляров бронзового полушекеля четвертого года. Было найдено только три экземпляра более распространенной 1/8 шекеля. Половина и четверть - довольно редкие монеты, и это количество этих монет кажется значительным. Бийовски указывает, что монеты в этих группах были «почти исключительно отчеканены в течение четвертого года восстания, с апреля 69 по март 70». Таким образом, многие из них не успели выйти далеко за пределы города. Бийовски отмечает, что все эти 47 монет (для двух групп) плохо сохранились. «Большинство из них имеют следы сильного обжига, некоторые до такой степени, что невозможно определить тип, а другие просто вздуты. Некоторые из монет могли полностью расплавиться и поэтому не были восстановлены.... Описанные здесь монеты представляют собой еще более яркое свидетельство уничтожения огнем», - пишет Бийовски. « Нахождение монет четвертого года в «археологических контекстах помогает предоставить указания о передвижениях мятежников и продвижении римской армии».
Например, она ссылается на клад из 19 бронзовых монет четвертого года, который был найден в Иродионе среди пепла. Эти монеты предоставили доказательства относительно самого раннего времени обрушения и пожара этой комнаты, и, таким образом, известно, что комната была занята еврейскими повстанцами еще в четвертый год войны. Бийовски также ссылается на раскопки в Кумране, где не было найдено ни одной монеты четвертого года. Она цитирует своего коллегу Дональда Ариэля, также из Израильского управления древностей, который отмечает, что «это отсутствие приводит к выводу, что Кумран был заброшен до конца третьего года восстания, а именно в 68/69». Из-за частоты монет четвертого года в двух иерусалимских кладах, Бийовски подтверждает, что «их характер был скорее чрезвычайным». Это соответствует более ранним описаниям этих выпусков четвертого года как первых в мире «монет осады».
Jerusalem in Flames-The Burnt House Captures a Moment in Time - The BAS Library
We came upon it suddenly, in the very first year of our excavations. At that time we had not yet excavated a single house that had witnessed the catastrophe of 70 A.D., when the Romans destroyed Jerusalem. We were still emotionally unprepared for the impressions and associations raised by the...
library.biblicalarchaeology.org