Выбор изображений для монеты - особенно сложная тема в античной нумизматике, включающая целый ряд факторов, влияющих на дизайн, который появляется на аверсе и реверсе монет. Монеты Классической Греции с «простыми дизайнами» часто описываются исследователями как эмблемоподобные - и на самом деле такая концепция часто отражается в реальности. Действительно, удивительно обильный корпус письменных источников содержит ссылки на типы чеканки определенного полиса и попытки их объяснить. Легенду о Тарасе, едущем на дельфине, рассказанную Аристотелем, можно увидеть на монетах Тарента или, для Милетского льва, в эпиграмме, начертанной на статуе льва в Милете. Когда города чеканили монеты в значительных количествах, типы часто выступали в качестве метафор. Так, например, статеры Коринфа были известны как poloi («жеребята», из-за Пегаса на аверсе), а тетрадрахмы Афин как glaukes («совы»). Так называемые каламбуры идут на шаг дальше, переводя название города в рисунок на монете, как, например, в Селинунте, на монетах которого изображается лист петрушки (селинон по-гречески). Хотя приведенные выше примеры представляют собой мотивы, которые стали неизменными на монетах, было много других полисов, которые стремились изображать разнообразные типы; на самом деле, некоторые, возможно, предпочитали это, как в Кизике, который постоянно и часто менял свои дизайны монет. В Сиракузах, в пятом веке до н. э., изображения на его тетрадрахмах оставались неизменными: квадригой на аверсе и Аретузой на реверсе, но отдельные элементы этих мотивов сильно различались, особенно в постоянно меняющейся прическе местной нимфы. Примеры многих греческих полисов во времена Рима также впечатляют: на местном и региональном уровне они производили очень большое количество различных типов монет, изображающих множество различных мотивов.
Взаимодействие с экономикой является важным аспектом, определяющим выбор изображений. Валютные зоны, ориентированные на «доминирующую монету», развивались еще в античности. Афинские тетрадрахмы были особенно влиятельны, как и монеты Александра Македонского и позднеримские солиды и тремисы, которые германские племена в приграничных зонах неоднократно копировали. Имитация мотивов на монетах была продиктована не только экономическими соображениями; безусловно, их художественная ценность также играла свою роль. Мотивы, которые относятся к политической сфере, особенно красноречивы - и исследователи разрабатывали эту область с большой решимостью, хотя они далеко не исчерпали ее возможности. В основе этих дизайнов лежат политические события и представления о власти, которые - следуя эллинистическим моделям - стали особенно важными в Римской империи. Учитывая все более неоспоримое превосходство ее монет, созданное со времен Республики, Империя могла позволить себе обойтись без образной легитимации своей монеты, направленной вовне, и вместо этого подчеркнуть коммуникативные компоненты, репрезентации и пропаганду римских идеалов на своих выпусках.
Управление монетными дворами
Когда на данном монетном дворе чеканилось большое количество монет, вместо одной наковальни использовалось несколько мастерских (оффицин). Такая организационная структура задокументирована, когда монеты массово производились в классический и эллинистический периоды (например, в Сиракузах при Дейноменидах в первой половине пятого века до н. э.), но она также весьма актуальна для имперского римского и позднеримского периодов. Система с несколькими мастерскими становится заметной с середины третьего века н. э., поскольку с тех пор знаки и номера на самих монетах указывают, какой из многочисленных монетных дворов в Империи и какая оффицина в этом конкретном монетном дворе производила монеты. Солид императора Констанция II (правил в 337-61 гг. н. э.) иллюстрирует модель, которая лежит в основе знаков и символов, изображенных на нем. На обороте, мы находим буквы S M A N Δ, которые обозначают sacra moneta Antiochensis (officina) quarta (т. е. четвертый цех монетного двора Антиохии). такие указания - изначально предназначенные для контроля качества - дают нам представление об организации монетных дворов. Кроме того, Notitia dignitatum дает обзор управления Империей в поздней античности: каждый из многочисленных монетных дворов, работающих в Империи, контролировался procurator monetarum, который подчинялся comes sacrarum largitionum. Центральная администрация отвечала за производство монет, выходящих с каждого монетного двора. В республиканские времена управление монетными дворами находилось в руках tresviri monetales или, точнее, tresviri aere argento auro flando feriundo. Эта коллегия из трех членов была установленной государственной должностью в Римской республике, и ее срок полномочий был ограничен годом. Во второй половине второго века до н. э. эти мастера монетного двора приобрели большее влияние на изображения, представленные на монетах, и начали надписывать их не только своими именами, но и мотивами, которые относились к их предкам.
С их многочисленностью городов и правителей, чеканивших монеты, условия в классической и эллинистической Греции похожи только на первый взгляд. Здесь также монеты часто носят имена и монограммы отдельных лиц, но зачастую неясно, в каком качестве эти люди появлялись на монетах. Ученые отдают предпочтение четырем интерпретациям, перечисленным здесь: люди, уполномоченные на выпуск монет, магистраты, литургии и граверы. Сознательно или бессознательно проводя аналогию с Римской республикой, современные исследования часто интерпретируют личные имена на монетах как относящиеся к лицам, которые были наняты для чеканки монет, так называемым «чиновникам монетного двора». Но это проблематично, поскольку у нас нет доказательств того, что в архаических и классических полисах были устоявшиеся административные роли, такие как у tresviri monetales. Мы должны предположить, что на монетных дворах, которые не производили больших объемов монет, подрядчики нанимались на временной основе. Часто имеются убедительные доказательства для эпонимических магистратов, таких как стратеги или архонты, на монетах, отчеканенных лигой, например, Фессалийской или Беотийской лигой, где эпонимический стратег появляется в родительном падеже, а подрядчик - в именительном. Литургии древности относятся к финансовым взносам на общее благо от частных лиц (например, финансирование и содержание триремы в Афинах). Финансировалась ли чеканка монет частными лицами, чтобы их имя могло быть указано на этих монетах? Эта гипотеза, безусловно, справедливо, была встречена скептицизмом со стороны части исследователей, поскольку она основана на ошибочной интерпретации надписи Менаса в Сетосе. Что касается изготовителей штемпелей, они с гордостью подписывали свою работу в нескольких исключительных случаях. Эти художники известны в основном с конца пятого века до н. э. и появляются в сокращенной форме (например, Ai в Лирисе и Трикке, или simo в Ларисе) и реже в полной форме (например, Кимон или Эванет в Сицилии или Пифодор на Крите).
Продолжу позднее...