Производство монет и методы чеканки
После обзора того, как изготавливались заготовки и штемпеля, давайте обратимся к процессам, выполняемым при чеканке монет. Немногие письменные источники проливают свет на то, как это делалось в древности. Надпись, датируемая правлением Траяна, различает три группы рабочих на монетном дворе Рима: suppostores, которые клали заготовку на нижний штемпель; malliatores, которые чеканили монету; и signatores, которые отвечали за штемпель. Некоторые изображения дают нам дополнительную информацию о процессе чеканки, но к ним следует относиться с максимальной осторожностью, поскольку они значительно упрощают процедуру. В Монетном кабинете Музея истории искусств в Вене есть тессера (жетон) позднего Рима (ок. первой половины IV в. н. э.), на обороте которой изображен великолепный процесс чеканки, в композиции с маллиатором, суппостором и сигнатором. Другая сцена поэтапной чеканки также видна на конторниате (медальоне) с именем Нерона, датируемом концом IV в. н. э.
Штемпеля в основном бывают верхними или нижними. В то время как последние устанавливались на неподвижную наковальню, верхние штампы были ручными. Таким образом, верхний штемпель подвергался более сильному воздействию и обычно изнашивался быстрее, чем его нижний аналог. Когда нужно было чеканить большие и тяжелые монеты, одного удара часто было недостаточно; монету приходилось чеканить несколько раз. Хотя засвидетельствовано, что монеты чеканились в холодном виде в Римской империи, не всегда ясно, нагревались ли заготовки перед чеканкой или это делалось в холодном виде во времена Греции. Небольшое удвоение контуров монеты может показать, что заготовка немного сместилась между ударами (это называется двойным ударом). Было показано, что когда монеты постоянно производились в больших количествах, штемпеля использовались всего несколько месяцев (в некоторых исключительных случаях несколько дольше). Фактически, во времена Римской империи штемпель обычно служил всего несколько дней. Его срок службы, очевидно, зависел от множества факторов, включая твердость металла, размер заготовок и выраженность рельефа. Из этого мы можем сделать вывод, что только крупные монетные дворы могли позволить себе чеканить монеты на постоянной основе, а мелкие монетные дворы могли использовать свои штемпеля в течение нескольких лет.
Помимо двойной чеканки монет, следует отметить и другие ошибки или особенности. Если заготовка находилась не точно по центру между штемпелями, дефект чеканки описывают как «нарушение центровки». В этом случае изображение, нанесенное на заготовку, смещается. Так называемое «слепое пятно» довольно часто возникает при чеканке тонких заготовок, поскольку толщина рельефа на аверсе и реверсе больше, чем толщина заготовки. Это приводит к неполному изображению на монете. Вдавленная чеканка (brockage) относится к ситуации, когда монета остается застрявшей на верхнем штепеле. Когда чеканится следующая монета, монета, которая остается на штепмпеле, создает негативное изображение на новой монете.
Что касается оси штемпелей, нумизматы обычно используют этот термин для описания ориентации верхнего и нижнего штемпеля; ее обычно описывают как циферблат часов, например, 12 часов для вертикального положения осей. Учитывая, что два штемпеля не всегда были зафиксированы, часто можно идентифицировать местные или региональные закономерности в чеканке монет. Другой вид ошибки происходил, когда монеты чеканились на нижнем штемпеле, на котором были выгравированы два или более аверсных типов рядом друг с другом. Иногда заготовки не были хорошо отцентрированы, поэтому на аверсах монет видны следы второго аверсного штемпеля, который находился рядом. Существует всего несколько примеров, но это явление хорошо известно в классические, эллинистические и римско-республиканские времена.
Очевидно, что для правильной центровки заготовок и, возможно закрепления их на нижнем штемпеле использовались некие приспособления. Догадки об их существовании возникли из-за присутствия на некоторых древних монетах т. н. «центровочных ямок» в самом центре аверса и (или) реверса монеты, которые часто можно найти на крупной бронзе Птолемеев. Способ применения данной технологии неясен и до сих пор остается предметом споров и исследования ученых.
Далее будет тема «Административное управление производством античных монет»