Апрель 1979. О ВЫСОЦКОМ

Jul 19, 2013 12:33

Апрель 1979. О ВЫСОЦКОМ
Сегодня ( утро пятницы 19.07.13) я вспоминаю о той встрече пред интервью, которое должно пойти в прямом эфире на каком-то радио в Москве - вечером (в 22.00 по московскому времени, после новостей). Только теперь я буду не брать, а давать. Если, конечно, получится. Сомнения у меня от того, что скайпа здесь нет (я не дома, а в селе Луговом), связь будет телефонная. Вчера мой международный разговор с дочерью обрывался несколько раз и так и не был окончен.
ВСПОМИНАЮ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)
В апреле 79-го я работал в университете (тогда еще он был в Ижевске один) - в УдГУ, - возглавлял (как режиссер) студию учебного ТВ, киноклуб «Зеркало», который к тому времени из университетского стал городским, и студенческую любительскую киностудию.
Делал информационную еженедельную телепрограмму, которая демонстрировалась по кабелю на два или три телевизора в коридорах второго корпуса УдГУ (Удмуртского государственного университета). Для этой своей программы я взял интервью у Владимира Высоцкого 27 апреля. И назвал её «Владимир Высоцкий в Стране чудес», так как в тот момент более всего в творчестве Высоцкого ценил его песни на двух виниловых дисках «Алисы» по Льюису Кэрроллу.
Концерты Высоцкого были в ледовом дворце «Ижсталь» 26, 27 и - вероятно - 28 апреля. Преподносилось это как спектакль Театра на Таганке «В поисках жанра».  Кроме него в этом «эксперименте» (признаков спектакля в этой программе я не заметил) принимал участие Валерий Золотухин и еще кто-то , но мне был интересен только Высоцкий.
Со мной во дворец отправились работники лаборатории ТВ УдГУ Сергей Соротокин с фотокамерой и Сергей Зворыгин с Красногорском (кинокамерой, 16 мм). Лично я был с бытовым кассетным магитофоном (кажется, «Электроника»). Звук я писал на двух концертах - 26 и 27.
На старой кассете сохранились: запись в зале (на двух концертах) - около 18 минут, интервью для нашей телепрограммы (27 апреля) - около 15 минут. Фотографии (вместе с негативом) остались у Соротокина, кинопленка пропала, думаю, я оставил её на Удмуртском телевидении, когда в один из своих приездов из Екатеринбурга в родной Ижевск в 90-х готовил программу к Дню города.
Интервью я расшифровал, фрагмент из него опубликован в самиздатовском киноклубовском сборнике «Диалог» о творчестве Андрея Тарковского (тираж 12 экземпляров), а целиком текст расшифровки сохранился только в нашем последнем киноклубовском «Диалоге» вместе с прочими материалами (моей перепиской с другом нашего киноклуба Леонидом Гуревичем и расшифровкой встречи с Адабашьяном).
Программа «Владимир Высоцкий в Стране чудес» прошла с серьезными техническими накладками. Одиним словом, это был провал. Но если говорить о её содержание, то оно получило высокую оценку Родыгина с Удмуртского ТВ. Он считал, что надо показать её на всю Республику, но этот родыгинский проект осуществлен не был, не помню, по каким причинам.
Однажды я был в прямом эфире гостем какой-то музыкальной программы на какой-то музыкальной станции в Ижевске, среди прочего рассказывал об этой встрече с Высоцким. Тогда по телефону был задан вснго один вопрос. Точно не помню, кожется это было уточнее, - действительно ли Высоцкий отказался дать интервью Владимиру Лучникову, автору  самой крутой ижевской музыкальной (в конце 70-х) радиопрограммы.
И еще как-то написал текст для самого первого номера журнала «Ижевск» об этой встрече, дурно (на мой взгляд) сокращенный редактором. Номер этот вышел, но сам проект журнала (на энтузиазме) угас почти сразу вслед за данным стартом.
Весной 2013 года я сделал попытку оцифровки старой кассеты. Помог мне мой лондонский приятель Дерек Смит. Он профессионал в видеосъемке и монтаже, но оцифровку кассеты ему пришлось делать впервые. И я, и он были обрадованы результатом: «У нас получилось»! Но позже я понял, что радоваться было рано.
Я сделал небольшой видеоролик с фрагментами этой оцифровки для Ютьюба. Видоряд там из фотографий. В начале фрагмент из записи из зале (комментарий Высоцкого и «спортивная» песня, - «Я бегу, бегу, бегу, бегу, бегу... Что долго бегу?!. По гаревой дорожке...») и после - одна минута из интервью с фразой, которая мне запоминаласть больше всего: «Все, даже разрушители, в одно простукиваются, чтобы стало лучше».
Знакомые послушали на Ютьюбе и сказали мне:
- Слышим, что это Высоцкий, но слышим, что он говорит в интервью.
Я сделал вывод: нужна вторая попытка оцифровки. И уже наладил старые профессиональные контакты со звукоцехом Свердловской киностудии. Осталось привезти кассету из Лондона.
Вот, что на ней есть (по памяти):
8,5 минут - запись из зала 26 апреля.  В основном это песни.  Два комментария.
Первый (он в начале записи) -  о спорте, о том, что такое «профессионал» и, если не ошибаюсь, про цыган, которые отреагировали на реплику узбекского режиссера «...товарищи цыгане», - «да, товарищ узбек».
Второй - конец коцерта. Высоцкий говорит о том, что все свои песни ему не перепеть, разве что закрыться на пару недель с гитарой и водкой, что план они перевыполнили на 23 (или 32) процента. Что на гастроли с этим спектаклем выехали впервые, что работают ничуть не хуже, чем в Москве и что отношения у них (между актерами) хорошие. Этот комментарий слаб по уровню нромкости звука.
Еще 9,5 минут - запись из зала 27 апреля (перед интервью). Здесь нет интересных комментариев. Обрывки не очень ясные. Например, перед песней про агента 007, - всего одно предложение о изумлении героя (актера, исполнявшего роль Бонда?) - «Да, это удивительная страна!» - и надо догадываться, кто это и по какому поводу это изумление. И техническое качество записи хуже, чем в первый день.

ВСПОМИНАЮ (О ВЫСОЦКОМ И ЕГО СОМНЕНИИ)
В то время мой опыт интервью (брать) был невелик. Интервью с Высоцким мне не нравится.
Я - не мог, а Высоцкий (такое у меня сложилось впечатление) - не хотел.
На предворительной встрече, когда я с ним договоривался об интервью и сказал о нашем киноклубе и что мне хотелось бы  с ним говорить о кино, он ответил:
- О кино, - это вам надо говорить с Валерой (Золотухиным)... он тут...
Это при том, что Высоцкий снялся у классика отечественного кино Киры Муратовой, в фильме чисто  «клубного» формата - «Корткие встречи». А кроме того были «Вертикаль», «Интервенция», «Служили два товарища» и «Место встречи изменить нельзя».
А что у Золотухина? - Я и сейчас ничего не могу вспомнить на таком уровне, разве что «Бумбараш».
Не количеством сыгранных ролей определялся мой интерес к Высоцкому, а качеством фильмов, в которых он снимался, и профессиональным уровнем режиссеров этих картин.
На серьезный разговор у нас, оказалось, вообще не было времени. Он спешил к рабочим какого-то завода. И ответы его носили обобщаюящий характер.
- Как Вы относитесь к героям сказки Льюиса Кэрролла?
- Очень по-доброму, думаю, так же как сам он относился к ним. (даю ответ, как помню)
И та замечательная фраза «Все, даже разрушители, в одно простукиваются, чтобы стало лучше» - не столько ответ на мой вопрос, сколько общее высказывание, характеризующее его мировоззрение. Я хотел узнать, какую литературу он любит,  котого из западных писателей читал, но и об этом поговорить не вышло.
Так же коротко получилось о кино.
- Люблю, тех, о ком можно сказать - личность!
Сейчас у меня на основании многолетнего опыта - работа в киноклубе, Андрей Тарковский, Юрий Норштейн, Леонид Гуревич, на ТВ в Ижевске, Градский, Макаревич, Окуджава, работа над документальными фильмами, Анатолий Васильев,его студенты, правозащитники, Юрий Погребничко и актеры театра «Около дома Станиславского», заказные фильмы в Питере, Ижевске, Екатеринбурге, Москве, Пущино - на - Оке, кроме того два года работы на телевидении «Моя Удмуртия» уже в новом веке и на сайте Каспаров.ру - после всего этого у меня есть своя теория, как следует брать интервью, а тогда я был практически беззащитен перед такими ответами. И вопросы мои оставляли желать лучшего.
И самая интересная часть моей встречи с Высоцким осталась за границей записи на кассете.
Сейчас не время предаваться воспоминаниям. Никто их сегодня вечером не будет слушать. Думаю, там (на радио) потребуются короткие ответы на вопросы и может быть о чем-то одном получится поговорить несколько минут.
Хочу пройти (вспомнить) сейчас два момента сейчас и таким образом подготовиться к интервью. Возможно, они (эти моменты) сольются в одно целое.
Мо последний вопрос был о публике. Ответ на него прозвучал примерно так:
- Отношения с публикой очень хорошие. Если бы они пришли посмотреть на Высоцкого живьем, то посмотрели бы и ушли, а никто не уходит.
Ответ странный. Высоцкого любили все.  Казалось, что он есть (на магнитофонах) в каждом доме. Что я вкладывал в свой - тоже странный - вопрос об отношении публики к творчеству Владимира Семеновича? Думаю, что за ним (вопросом) скрывалось впечатление от того, как встретила публика Ижевска Александра Градского. Об этом я и заговорил, но уже выключив магнитофон.
Высоцкий отреагировал неожиданно резко:
- Да, Саша он - ...!
Слов не помню, суть в том, что Градский сам вызывает огонь на себя! Стимулирует  раздражение части публики фразами типа, - «Мужик, ты не в ресторане, я не собираюсь петь то, что тебе хочется услышать»!
Потом мы шли по коридору и Высоцкий уже говорил совсем откровенно, без стеснения уптребляя нецензурные слова.
Это относилось и к публике, с которой как бы «хорошие отношения», и к цензорам, из-за которых мы в Ижевске «не сможем услышать его новые песни».

После этого я остался с вопросом без ответа:
- Какие же отношения были у Высоцкого с публикой?
Ведь даже та его фраза, которая осталась на пленке говорит о том, что не были они простыми. И теперь я в ней слышу, какое-то сомние, не понимая, откуда оно берется(!?):
- Они же остались до конца концерта, значит я им нужен!
Словно он этим ничего не значащим "аргументом" не мне отвечат, а пытается погасить свою тревогу.

стихи, общество, Удмуртия, Высоцкий, глубоко индивидуальное, киноклуб, tv, london

Previous post Next post
Up