Прогулка по субботнему Лондону, простившемуся с зимой.

Feb 17, 2013 12:34


МАРШРУТ: станция Лондонский мост -фотоэссе Мост и Северный берег - Тейт Модерн (мой книжный мониторинг SALE TATE завершен) - Саут Бенк (прогулка по южному берегу - лучший съемочный день в Пятом Лондоне - Мой книжный (без покупок: глаз положил на книгу очень большого формата о Лондоне с исторической линией и книгу об Антониони, с ностальгическими фотографиями типа со съемочной площадки  фильмов "Блоу ап" и "Профессия: репортер") - станция Ватерлоо.

1.       1. Книжный мониторинг в Тейт.

В Тейт я ничего не посмотрел. Только завершил мониторинг распродажи каталогов выставок. Очень хотел иметь два из них - с выставки "Пикассо и художники Британии" в Тейт Бриттен и с выставки "Мигранты" из той же галереи. Обе выставки я посмотрел в прошлый приезд в Лондон.
Мониторинг завершил в двух книжных Тейт Модерн - на перовом этаже при главном входе и том, что ниже - на самом дне «электростанции». Тейт занимает здание бывшей электростанции. Мониторинг дал результат: распродажные ценники с книг убрали (остались липкие следы), книги вернулись на полки по первым ценам. Но не все книги вернулись, большую часть куда-то перекинули (например в Тейт - Ливерпуль) или просто спрятали на склад.

2.       2. Архитектура. Границы. Север оккупирует Юг.

Северный берег на этом отрезке (между двумя мостами на моей фотопанораме) - это Сити, архитекутра которого перешла через Темзу и расползается по правому (южному)берегу от Лондонского моста до моста Миллениум. До Тейт Модерн.

Галерея современного искусства хотя и выделяется высотой своей Трубы, но тут властвует модернизм, а не деньги. Имперский дух так же гаснет перед свободой художников прошлого и настоящего.


Архитектура Сити изо всех сил демонстрирует власть денег. И старые здания и новые небоскребы - об одном и том же. «Жемчужина» южного берега - вторая Фостеровская штучка (первая - Кукумбер в Сити): Лондонская мэрия - поляйца всмятку, то есть они - поляйца - как бы плывут/падают, - совсем не «круты», - вроде Пизанской башни. Стоит это здание как бы в сторонке. Прочее, что создает атмосферу в этом месте Лондона - это зеркальные джунгли, попадая в которые я начинаю чувствовать «имперский» стиль. Не власть днег, как в Сити, а иную, как в сталинском вавилоне (в фильмах Эйзештейна) или нацистком Рейхе Лени Рифеншталь.

Но этот «имперский» стиль окружающий станцию Лондон-бридж разбит «игровыми» сюжетами. Ручеек, текущий как бы к северной башенке Таурского моста , любовь девочки и мальчика (more), стоящих на фоне голубых окон над нитью этого ручейка разрезающей мир небоскребов, маленькое черное яичко на набережной, рифмующееся с фостеровской мэрией, плоские камни-фонтаны, установленные при входе в эти джунгли, в которых вода стремится только вниз, а не вверх (как у Сталина на ВДНХ, в Петродворце Петра Великого) и много нелинейной геометрии, убивающей имперский стиль, заданный темными зеркалами башен небоскребов и башнями пушек корабля-музея на Темзе.

Да, поблизости еще парочка кораблей, уничтожающих дух этого - военного корабля-музея: один в галерее Hay’s, приплывший из мира Босха, другой - парусный, музейный экспонат (не знаю, про что он тут вписан).

РЕЗЮМЕ

В имерскости Южного района около станции Лондон - бридж нет претензии на мировую власть Фунта. Но, - тоже внушает - Империя! Однако здесь кроме духа «башенного, вавилонского» (не «фунтового») подавления есть «игра», что абсолютно отсутствует в Сити. Разве что Фостер слегка напроказничал, но его огурец скоро исчезнет из ландшафта Лондона за вавилонскими башнями, на которых, как тряпка обвиснет небо Лондона.

3.       3. Конец Архитектуры (как темы фотоэссе прогулки 16 феврая). Веселый Лодон

За мостом Миллениум, если продолжать тему «архитектурные границы городов (таун’с) районов Лондона», экспасия Севера, демонстрирующего своё фунтовое могущество заканчивается, тут другая -дурная - архитектура Центра «Саутбенк», о которой вообще что-либо сказать затрудняюсь, кроме того, что сказал, - это «дурно».

Но место это из любимых. У меня, у лондонцев, у гостей. Здесь начинается «веселый Лондон», который разбросан по городу (Кэмден Таун, Ковент Гарден, на рынках... только еще веселее. Сегодня было так весело, что я оборвал свой маршрут (хотел войти в Хемстедскую пустошь с востока, в надежде, что верну себе ощущение заброшенности, неосвоенности этого места туристами и лондонцами, выгуливающими собак) и провел время на съемках (часа два-три) между башней OXO и мостом Ватерлоо. С ощущунием, что зима закончилась, начинается новое время! И это моя лучшая съемка в Лондоне! Об этом - после.

4.       4. О моих фотоэссе и сюжете «Лондонский мост»

«Тен таузен Лондон’с фотос» должны бы погасить мою страсть к фотографированию, но она - моя страсть - зверек ушлый, и легко уходит от этого пресса. Я заметил, что мои фотоэссе часто (а может всегда) сопровождаются внутренним монологом. Я как бы находу пишу текст и пытаюсь его иллюстрировать своей камерой.

Первые импульсы - лондонцы на набережной, вдруг - ощущуние тихого уголка в сан-сатурдей , и чайка рядом с одним из них как бы присоединившаяся ко всей этой компании не связанных между собой людей, в центре парочка, слева девочка, сидящая на парапете - возможно не стали бы поводом для начала фотоэссе... не знаю, можно ли вообще передать вот такое вдруг возникающее ощущуние «Коллективное уединение у Темзы с чайкой в ясную тихую субботу после зимы». (А если попробовать?!)

Но можно другое.

Чайку все-таки снял. А сюжеты внутреннего монолога, сопровождающего фотоэссе - А - сидящая (а потом спыгивающая - привет Джакомо Манцу, любимому скульптору третьего этажа Эрмитажа) девочка - это в альбом «Лондон. Дети» - Б - панорама Северного берега с Лондонским мостом - как продолжение темы предыдущего дня «Лондон. Сити» и развертывание монолога про то как Сити своей архитектурой, скребущей и протыкающей небо, захватыает южный берег в районе Лондонского моста - В - Окружающая меня в данный момент архитектура, - подтвержадает ли она мою гипотезу об оккупации Могучим Севером Веселого Юга?!

Собственно весь этот внутренний монолог я уже воспроизвел в начале данного текста.

Пошли дальше.

5.       5. Русские продвинутые мальчики, современное искусство, Мане, Ман Рей и др.

После фотоэссе «Лондонский мост» (сюжеты - чайка и девочка, панорама с Лондонским мостом и Сити на северном берегу) я направился в Тейт Модерн. По дороге наткнулся на трех русских мальчиков. То есть молодых людей. Мне хочется их как-то назвать иначе (по- чеховски, по-достоевски), а не этим почти ничего не значащами бесполыми, но правильными словами. Но пока никакое прилагательное к этой встрече не прилагается. Продвинутые, конечно, парни. В Лондоне! -на прогулку вышли, - в сторону Тейт Модерн идут! об искусстве разговаривают!

- Да что ты со своим пабом привязался!?

- Знаешь, там просто, блядь, так классно!

- Может в Гайд-Парк?! Не домой же возвращаться...

- Вот человек точно говорит! Главное - не дома. Пошли гулять, значит идем!

- В Тейт что ли!? Там всегда говно.

- Не люблю современное искусство.

- Да, уж лучше на выставку Моне пойти.

(Прим.: Нецензурной лексики было раз в пять больше, а всего слов больше раза в три, - не всё я сумел запомнить. Нецезурные слова - такой уж стереотип - произносятся громче, как бы с душевным подъемом.)

Интересно было послушать. Мне казалось, что Тейт Модерн - это именно то, что нужно молодым, продвинутым. Может быть русские молодые продвинутые - особенные. Правда, пермский эсксперимент Марата Гельмана показал, что именно современное искусство способно перевернуть жизнь молодежи в российском городе. А тут - Мане?!!

Конечно, я бы тоже пару выставок современного искусства отдал за выставку Мане, которая сейчас в Королевской Академии экспонируется. А может и три. Но Ульяма Кляйна - нет. Не отдал бы. А «Большой всплекс» отдал бы? - обмен только один на один! И не иключаю, что после пожалел бы. И Ман Рея не отдам за Моне. Да, не по пути мне с этими ребятами. - Уверен?! Было время, когда ты за Мане все современное искусство готов был отдать. - Но я уже столько знаю про импрессионизм, и читал много, и думал, и говорил. Хочешь картины увидеть, - пожалуйста, интернет, альбомы в книжных и библиотеках. А те выставки, которые я смотрю в Тейт Модерн меня просвещают и заводят на собственное творчество, - благо там моя журналисткая международная карта пока действует (в RA, где выставка Мане - нет) и в Тейт я смотрю все подряд - бесплатно. Вход на выставку от 700 до 1000 рублей (постоянная экспозиция - бесплатно, а там - в сотне залов - практически те же выставки).

Уже Пикассо меня не заводит. В Тейт прохожу по его зальчику довольно равнодушно. В Сомерсет Хуасе посмотрел на этой неделе «Возвращение Пикассо» - хорошая экспозиция со всего мира, пара картин, может лучших, из Москвы и Питера. Всего два зала (картин 20) - искусствоведы галери Курто (галерея находится в Сомерсет Хуасе) собрали первую выставку Пикассо.

- Гений! Ему 20 лет или того еще нет, он возвращается из Испании, и в галерее Волара его первая выставка - 1901 год! Картины этой первой - волларовской - выставки и есть данная экспозиция «Возвращение Пикассо» в Сомерсет Хуасе - одном из самых крытых художественных мест Лондона. Дом этот в квартал, он захватил пространство между улицами Стренд и Набережной Виктории (перепад по высоте между ними в три высочнных этажа), с востока от моста Ватерлоо на запад Сомерсет Хаус вытянут метров на сто, если не больше. Я пожалуй, до восточного его края по Стренду так ни разу и не дошел, не снимал его с западной стороны (набо будет это поправить).

Да, еще, фотографии на выставке. Двадцатилетний гений сам на себя не похож, похож на Тарковского из моей хроники (где русскому гению около пятидсяти).

Если соорудить пьедестал для выставок последней недели - их всего три, каждой призовое место! - то «Возвращение Пикассо» будет на третьей ступни. Еще одна выставка картин Пикассо замечательная по своей идее), еще одна страница, среди сотни других страниц в моей памяти об этом французском испанце. Или испанском французе.

На вершине моего пьедестала - Потреты Ман Рея в Лндонской национальной портретной галерее. Зарядил меня Ман Рей основательно, несмотря на то, что фигуры - он и Пикассо - несоизмеримы по масштабу, но... это было путешествие на машине времени. Сильное впечатление, которое дает импульс и к размышлениям (осознанию того, что ты прежде не осознавал) и импульс к игре (к жизни как акционизму, типа как к театру с публичной демонстрацией этого «театра»), а также имеет продолжение в плане узнавания новых фактов, новых имен (то есть получен импульс для саморазвития в плане образования).

Средняя ступень на моем пъедестале недели - современному искусству, именно тому, что называется акционизмом. Выставка «Большой всплеск» (A Bigger Splash, Painting after Performance), ориентирует (образовывает) в пространстве современного искусства.Конечно, и тут кое-что может быть позаимствовано в арсенал моих художественных приемов. (Возможно, надо брать от Пикассо, а не от Джексона Поллока и Дэвида Хокни - именно они в первом зале этой тринадцатизальной выставки - самой большой из трех).

После Тейт Модерн, с котрой я начал эту записку я пошел по южному берегу и застрял там надолго. Это вторая - основная - часть моей прогулки 16 февраля. О ней надо писать отдельно, но сначала следует смонтировать видео. Я впервые в Пятом Лондоне занял всю четырехгиговую память карты в моей камере. И не пошел в Хемстед. Пойду сейчас. О вчерашней прогулке закончу когда-нибудь и когда-нибудь (может и сегодня вечром начну) проиллюстрирую её фотогафиями

.

ШШ/АН 17 февраля

современное искусство, диалог, общество, глубоко индивидуальное, london

Previous post Next post
Up