О документальном кино, хорошем и не очень.

Nov 26, 2012 20:55

Думаю о фильме Юли Киселевой, который посмотрел давно на фестивале "Россия". Она открыла страницу этого фильма на Фейсбуке, пригласила "заценить". И стал вспоминать о своем впечатлении полтора месяца назад.

Я не понял, про что кино «Широкие объятия» и могу только гадать.

Возможно, это просто кинонаблюдения. Есть дом престарелых, есть девушки - волонтеры, которые пытаются как-то скрасить одинокую старость. Мне показалось, что это довольно обычно. Местами был  тронут, но обо всем этом известно давно, так что не о чем и говорить.



На этом фоне есть попытка рассказать историю о двух девушках, которые помимо воли отправились к пожилым женщинам, обожглись ужасом одинокого движения к смерти, уехали и больше туда не вернутся. И эта история не стоит фильма. Реакция естественная, нормальная. Для чего эта пара? - для того, чтоб показать тех, кто приехал второй раз в героической роли?! Но ведь я не знаю мотивов, - почему другие девушки навещают женщин, пишут им письма. Конечно, это добрые поступки. Только этого мало для того, чтоб я кому-то сказал, - этот фильм надо обязательно посмотреть или обязательно показать на Первом канале. Я не думаю, что он пробуждает в людях готовность жертвовать своим свободным временем для утешения чужой старости. Своих бы стариков не забывали. И то было бы хорошо. Правда, этот фильм может настроить на доброе отношение к этим девушкам, - только, кому это надо? - не знаю.

Я помню в конце 80-х замечательную девочку Аллу из школы 99. Я делал спектакли со школьниками, она была лучше всех. И не только великолепно играла, но еще и тонко чувствовала мои спектакли, несмотря на их сложную форму. Последний - постмодернисткий - мой спектакль, в котором я перепел тексты Шекспира, Чаадаева, Блока и теорему из учебника геометрии, - Алла смотрела (в нем она не играла) так, что я себе желаю как можно больше таких зрителей.

И вот Алла как-то рассказала мне, что получила «пять» за сочинение, в котором описала, как она с одноклассниками ходила в детский дом. Рассказала о пафосном конце «отличного» сочинения, в котором было что-то о новой дружбе, о том, что она (они все) еще обязательно придут к своим новым друзьям... и тут же она сказала, как её ужаснул этот дом и что никогда больше...

Я не собираюсь в чем либо обвинять её. Реакция на детский дом была у нее естественной, а сочинения - они не требуют искренности, - от советского школьника требовалось усвоение «советской» морали на уровне слов.

По-моему, вот эта история тянет на фильм. Но только не про плохую девочку Аллу, а про дурную советскую мораль. То есть мораль - это как бы и хорошо, но в целом школа и общество приучают детей (и взрослых, конечно, тоже) к такой вот шизофрении, к раздвоению: на словах «совершить» одни поступки, а на деле - противоположные. И при том скрывать истинные чувства.



Хорошо у Юли Киселевой самой не чувствуется этой раздвоенности, благодаря этому некоторые чувства (реакции), которые советская девочка Алла скрыла от учительницы, в фильме Юли сохранены. Но (повторяюсь) я ничего не знаю о большинстве волонтерах, что движет ими? - высокие слова они произносят, так ведь и Алла произносила точно такие же.

Конечно, я плохо отношусь к «вашим». Этим словом я обозначаю молодежные движения, прикормленные властями. «Наши», «Молодая гвардия», «Идущие вместе» и все такое. В Советском Союзе идеология государства была обязательна для всех октябрят, пионеров, комсомольцев. Сегодня подобный «плен ума» дело добровольное. О преступлениях власти обществу хорошо известно. Насколько причастен к ним президент, не берусь судить, но он напоминает мне человека равнодушно прошедшего мимо раненного, истекающего кровью, не оказав помощи. Я плохо понимаю молодых людей, которые хотят быть «вашими». Мне кажется, что ими движет не гражданская совесть, не сострадание к близким, а ориентация на карьеру или просто идут вместе со своей «тусой» не важно куда, иногда это - меркантильные соображения. И добро, которое они совершают, - это фиговый листок, которым они пытаются прикрыть бесстыдную эрекцию от сладкого слова «власть». Так мне кажется. И я не исключаю, что волонтеры из фильма Юли - это типичные "ваши".

В фильме есть один момент, который привлек особое внимание. Пожилая женщина плачет, - никому из своих близких она не нужна. Девушка - волонтер успокаивает, - вы мне нужны. Говорит о том, что та может пожить у нее на даче. Вот эта  история мне интересна. Это уже более серьезно, пригласить жить к себе и доказать на деле, что этой девушке не безразлична чужая судьба. Возможно, что кинонаблюдение дало бы иной результат, что девушка бы остыла через один день жизни вместе... вот это было бы кино. Мне нравится продолжительное наблюдение, когда есть процесс и потенциальна история, сюжет которой нам заранее неизвестен. На фестивале американского полнометражного документального фильма в Доме кино (Екатеринбург, сентябрь 2012) были показаны три таких фильма. Про эти фильмы мне все ясно, один из них превосходен, другой - отличный, третий - тоже совсем неплох, хотя не удерживал внимания всё свое "полнометражное! время. Лучший из этих трех - снимали девять месяцев, отсняли громадной количество часов (500 кажется)... Эта работа и она дает результат! Фильм «Широкие объятия» снят быстро,-  случайные сцены, из которых вообще не понятно можно ли сложить что-то, что бы удовлетворило меня как зрителя.
mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">Конечно, работа режиссера не всегда сводится к долгому наблюдению. Иногда случается снять замечательный сюжет на ходу, случайно. Так мне раз посчастливилось. Снимал полчаса, и можно было выложить без монтажа - одним кадром. Не решился, смонтировал на 20 минут. Но работа эта для меня отличная исключительно потому, что человек, которого я снял, уникален, как и рассказ его о доме, в котором он жил. Это особый случай, к теме фильма Юли Киселевой отношения не имеет. В доме престарелых и волонтерах, которых мы видим пару раз ничего исключительного нет.
Другое дело, что я помню свое впечатление от текстов Юли, их мне показала Лена Киселева. Там были непосредственные детские наблюдения, что-то о собаке. Та страничка показалась мне исключительной, а фильм Юли, к сожалению, кажется далеким от её творческого потенциала.

кино, общество, репетиция. театр, киноклуб, doc, диалог, быль, образование

Previous post Next post
Up