Инструкции к стиральной машине

Feb 02, 2016 21:53

...Какое-то время назад пришло в голову такое сравнение о роли личного контакта в изучении математики. Представим себе человека, скажем, 19-го века, попадающего в наш век, в магазин электробытовой техники, и купившего, скажем, стиральную машину. Он понятия не имеет, как такие штуки в принципе работают. К машине прилагается брошюра в 50 страниц с ( Read more... )

57

Leave a comment

Comments 120

rezoner February 3 2016, 04:01:37 UTC
Да пошел, пошел, не переживайте. Просто талант рассказчика не всегда совпадает с другими.

Reply

shkrobius February 3 2016, 04:10:09 UTC
Понравилось обсуждение
http://trv-science.ru/2015/08/25/vtoraya-i-edinstvennaya/
Членкор Недоспасов там особенно хорош. Впрочем, там все хороши.

Столько было надежд, столько сил потрачено. И что имеем? Вот такой фильм. Вот такие воспоминания. Других нет.

Reply

rezoner February 3 2016, 04:48:08 UTC
См. начало, т.е. мою первую реплику: вы оцениваете фильм, а не проект.

Reply

shkrobius February 3 2016, 05:48:13 UTC
Фильм заканчивается тем, как 60-летние дети оценивают проект своего образования. Оценки эти примерно в том же ключе, что и все остальное - это после 2-х часовых рассказов о том, как "нас" с младых ногтей учили думать, как учителя рисковали для этого своей свободой и благополучием, и прочая и прочая и прочая. Отсутствие рефлексии оглушающее. Да, их учили. Да, для них рисковали. Но "оценка" проекта не в констатации того, что кого-то чему-то учили, а в демонстрации того, чему научили. Тут и начинается серьезная проблема. Ответ слишком очевиден ( ... )

Reply


bouzyges February 3 2016, 04:11:26 UTC
Вот бы таких книг найти, из девятнадцатого века, с осмысленным изложением. Из разных областей. Список, что ли, составить. Мне еще кажется, что это будет "долгий" девятнадцатый век, включая до 1950-х примерно.

Reply

mtyukanov February 3 2016, 08:48:42 UTC
Я поэтому нередко пользуюсь первым изданием БСЭ. То есть, почитать про поджигателя войны Рузвельта или там уродливое детище версальской системы тоже иногда познавательно, но научно-технические статьи -- главное, из-за чего ее стоит держать в доме: они написаны внятным русским языком.

Reply

bouzyges February 3 2016, 08:51:28 UTC
Спасибо. Второе издание я слышал, чтоб хватили, а вот, значит, и первое.

Reply

tver_skoi February 3 2016, 09:37:46 UTC
Солидарен. У меня источники вдохновения -- второе издание "Технической энциклопедии" тридцатых и Энциклопедия Российского сельского хозяина десятых. Образцы стиля и ясности.

Reply


antontsau February 3 2016, 04:14:46 UTC
Инструкция, которую поймет любой идиот, только идиоту и будет полезна. Да и то сомнительно.

Да, дикие проблемы. Изложить в тексте "нажать сюда, засыпать туда, пнуть здесь" - 146% когда что-то пойдет не так бзер вообще все окончательно разнесет. Изложить "для запуска процедуры исправления, применяемой в случаях А, Бе а также Це, но только при условии Де, выбрать позицию Ы и включить ее в Хы или Ъ, в зависимости от наблюдаемой реакции на У" - никто даже не будет пытаться читать. Приходится строить робадов, которые от человеков требуют только кормить собак и не трогать приборы, и все делают сами.

Reply


redreptiloid February 3 2016, 07:43:01 UTC
что ж делать если в современном мире объем знания увеличился настолько что в человеческую голову вместится физически не может. приходится пользоватся разделением труда и обращатся к знакомому по личным контактам специалисту или пользоватся сервисом, вместо стремления к пониманию всего важнее становится оценка репутации и узкая специализация ( ... )

Reply

shkrobius February 3 2016, 08:01:35 UTC
Мы с женой самолично чинили стиральную машину не далее как осенью, полностью ее распотрошив. Нашли видео, как это сделать, записи энтузиастов-любителей и самих ремонтеров (им тоже надо у кого-то учиться). Починить не удалось (полетел подшипник и все искорежил), но, уверяю Вас, современная стиральная машина устроена просто как мычание. Чинят ее дядьки с неполным школьным. Устроена она блочно, никто не чинит блоки, их просто заменяют, если это дешевле, чем 1/3 стоимости машины. Машина 50-летней давности была не проще, а сложнее, т.к. в ней было куда больше механических частей. А все эти разговоры, что нельзя объять необъятное - разговоры для бедных. Не знаешь, как взяться за починку стиральной машины, так и говори. Не надо из этого делать универсальный принцип.

Reply

redreptiloid February 3 2016, 08:31:50 UTC
ключевое тут вы сами прекрасно написали - "Устроена она блочно, никто не чинит блоки, их просто заменяют,", а что внутри блоков уже кроме узких специалистов не интересует. я именно об этом и пишу, о том что сложность помноженная на количество знаний величина стабильная и равна сложности и объему мозгов. а происходит это через разделение труда, что в стирмашинке например выражается в блочности. и это универсальный принцип.
в стирмашинке не только механика но и электроника, за ее счет механику получилось упростить. то, что вместо сложного механического агрегата стоит мелкий чип еще не говорит о том, что внутри он устроен просто.

ну или объясните тот факт, что мобильники есть а человека который полностью не то что понимает, а хотя бы знает как он устроен - нет. деградацией человечества это не объяснить, деградация это когда мобильников нет, а письма прислуга разносит.

Reply

shkrobius February 3 2016, 08:58:08 UTC
Да ничего там нету особенного в стиральной машине. Ничего такого, что человек с университетским образованием не разберет за пару дней. И мобильник этот пресловутый не сложнее броненосца Потемкина. Разум, знание, понимание не имеет отношения к способности удержать в голове множество деталей. Человека, который все это может удержать в голове можно показывать в цирке, более он ни для чего не нужен.

Reply


posic February 3 2016, 07:48:14 UTC
Я могу объяснить, чему меня научили в 57-й школе: что бывает красивая (на мой вкус) математика. Что она в принципе возможна, на разных уровнях (в том числе, близких к самым продвинутым современным исследованиям), что она (некоторым) людям известна, и может быть найдена.

Reply

shkrobius February 3 2016, 08:51:12 UTC
Ясный и понятный ответ. Но, наверно, Вы бы нашли для себя красивую математику без Аркаши. Или она - Вас ( ... )

Reply

posic February 3 2016, 09:29:26 UTC
Не знаю; на мехмате МГУ красивой математики в мои времена уже не было, была невероятно уродливая. В лучших университетах мира красивую математику можно было найти, но это еще надо было там оказаться.

Другой аспект состоит в том, что без 57-й школы я не вышел бы живым из своей районной. Ну, такое у меня сложилось ожидание. Другие районные школы поблизости (в моем пригороде Москвы) были примерно такие же, как моя.

Что касается невозможности предсказать, что из кого получится -- это, я думаю, так бывает, когда с людьми что-то нетривиальное происходит в жизни, в частности -- когда в школе и университете чему-то по-настоящему учат. Когда все остаются на тех же местах, с которых начинали -- это значит, что ресурсов для учебы и развития нет.

Reply

larisaka February 3 2016, 14:59:41 UTC
Я вообще из Минска, и насколько 57-я была особенной по сравнению с другими спецшколами мне осознать трудно, но вот этот момент мне кажется ключевым - главная польза физ-мат спецшкол была в уводе детей из своих районных.

Reply


Leave a comment

Up