У Мартина Эмиса есть роман о контрамоте, на мой взгляд, его лучшая книга
http://en.wikipedia.org/wiki/Time's_Arrow_(novel)
За тяжкие грехи душа героя романа (бывшего нацистского доктора в Освенциме, которому удалось замести следы, пересечь океан и умереть респектабельным джентльменом в Нью Джерси) обречена прожить его жизнь еще раз, но от конца к началу. Новорожденная душа ничего не знает о прошлом доктора, как ничего не знает младенец; для нее смерть - рождение. Душа пассивна, она может только рефлексировать, строя догадки о происходящем.
Жизнь предстает ей во всем безумии. По утрам люди втягивают в себя что-то коричневое, выдают за завтраком "еду" в тарелки, превращая ее обратно в продукты, за которые выручают в магазинах деньги. Старый доктор отбирает у детишек куклы, которые меняет на гроши. Он долго и кропотливо наносит людям чудовищные раны и, подержав в приемной, отпускает на улицу. Напротив, удар по черепу молотком или нож в ребро чудесно многих исцеляют. Люди безобразно ссорятся: таково начало любви. Она начинается вяло, потом постепенно становится более горячей и ведет к свадьбе, кульминируя романтическим ухаживанием. После этого любовь умирает, превращаясь в разговоры о погоде.
По мере омолаживания, герой пересекает океан и переживает войну, которая постепенно становится победной; наконец, он попадает в Освенцим, где внезапно жизнь приобретает смысл. Из дыма и пепла SS создает целый новый народ - евреев. Процесс болезненный, и его любимые подопечные подвергаются многим гонениям, но все всегда кончается хорошо. Их постепенно расселяют по всем странам, притеснения прекращаются: его бессмысленная жизнь, наконец, приобрела смысл. Даже медицинские занятия неизменно приводят к полному исцелению. Преступная жизнь в Америке, наконец, искуплена: она была тяжелым прологом к ее истинному, доброму предназначению. Очистившись от скверны, душа впадает в детство и счастливо умирает, возвратившись в лоно матери.
***
Подумал, что происходящее сегодня в Восточной Европе тоже предстает прекрасным и осмысленным, если прокручивать киноленту в обратную сторону.