Биодизельная кампания пошла на убыль. В интересах потомства я решил оставить свидетельство очевидца, чтобы оно (потомство) не сокрушалось о предках, неспособных осилить четыре правила арифметики. Не в арифметике дело.
С глобально-потеплительно точки зрения агропромышленный биодизель ВСЕГДА был абсурдом: зачем переводить кормовую сою, подсолнухи, репс на биодизель, если на это уходит больше ископаемого горючего, чем получается "зеленого"? То, что ныне изображается, как запоздалое откровение, было известно с самого начала. Конечно, были люди, с пеною у рта утверждающее противоположное. Эти люди ВСЕГДА были... как бы это мягче сказать... и это еще в лучшем случае... - равно как и те, что им внимали. Никто из сопричастных на этот счет не заблуждался. Основанием биодизельного бума было не глобальное потепление, не опасения недоступности нефти, а биохимия.
В клетке жирные кислоты присутствуют в виде триглицератов. "Биодизель" - метиловые эфиры тех же кислот, которые получают трансэстерификацией растительных масел в метаноле (самый дешевый спирт). Отходом процесса являлся глицерин, который продавали пищевым и фармацевтическим компаниям. Потребление глицерина быстро росло, тогда как агрохимическое производство глицерола росло медленно (прибыль была невелика). Тот же глицерин можно получать гидролизом масел, что дешевле, но тогда получаются соли жирных кислот, идущие на детергенты. Рынок ими был забит, на них было не заработать. На глицерине тоже не очень, т.к. его можно получать и синтетически, из пропана. Если бы удалось существенно удешевить производство глицерина из растительных масел, можно было бы неплохо заработать, одновременно удушив конкурентов.
В какой-то момент кому-то безымянному пришла в голову мысль, что не глицерин - отход производства смазочных масел, а "биодизель" - отход производства глицерина. Если найти новое применение метиловым эфирам, то общие затраты на процесс упадут, и производство глицерина станет прибыльным. Однако, потребности в эфирах не было. Ее надо было создать. Так как экономически это было сделать невозможно, компании воспользовались нарастающей паранойей. Они лоббировали правительство, кооптировали зеленых, и т. п. Целью этой деятельности было законодательное внедрение и государственное субсидирование биодизеля. Таким образом возмещались расходы на производство глицерина, который затем прибыльно продавался. Счастье было полным. Убытки покрывались народными массами, инвестирующими в светлое будущее. Стоящие перед телекамерой фермеры пересыпали соевые бобы в заскорузлых ладонях. Конкуренты-синтетики были изведены под корень. Биодизель создавал рабочие места, увеличивал валовой продукт. Производство глицерина выросло в 10 раз.
Далее пошло не совсем по-плану. Цены на глицерин начали стремительно падать.
http://cfpub.epa.gov/ncer_abstracts/index.cfm/fuseaction/display.abstractDetail/abstract/8333/report/FВопреки предсказаниям, его оказалось нужно меньше, чем ожидалось - мировое производство уже в несколько раз больше, чем мировое потребление. Биодизель оказался не столь удачным способом перекачивания денег из запуганного населения, чем задумывалось. Какое-то время удавалось повышать явные и неявные субсидии, но всему ведь есть предел. В панике, стали искать новое применение глицерину. Пока не придумали ничего лучшего, чем делать из него эпихлорогидрин (для эпоксидных смол), стратегически воспользовавшись искоренением синтетиков, для которых это был промежуточный продукт. Но его дешевле делать из хлора и природного газа (как делали раньше). Тем не менее, если (1) внезапно выяснится, что это производство вредное, опасное и должно быть зарегулировано так, чтобы оно стало убыточным, или (2) государство станет субсидировать переработку глицерина, то ситуация уже не выглядит безнадежной. Индустрии намекнули, что их достаточно просубсидировали. Кризис; желающих субсидироваться много. Например, конкуренты.
Паника сменилась отчаянием. Обсуждались такие планы (без шуток): Поить глицерином скотину. Перерабатывать его на пропан. Делать из него водород. Все это за государственные субсидии, разумеется. Во имя прохладного будущего. Заниматься производством биодизеля более не представляло интереса; только законодательные требования, искусственно создающие спрос (благодаря их собственному лоббированию на предыдущем этапе) удерживают агрохимические компании в малоприбыльном для них бизнесе.
Тогда-то начались разговоры, что биодизель добавляет углекислоту в атмосферу, уничтожает пищевые продукты в голодающем мире, и т. д.
http://www.thegwpf.org/green-energy-disaster-eu-u-turn-spells-doom-for-biofuels-boom/Кто бы об этом мог подумать?
Не знаю, есть ли ад, но догадываюсь, чем там топят.