Может быть, проблемы в системе школьного питания идут как раз от того, что в стране нет единой системы организации школьного питания? У нас появился новый закон об образовании, почему же законодательно не установить нормы для системы школьного питания, и не только нормы продуктов, но нормы самой системы организации школьного питания, а заодно и штрафы за их нарушения.
Радио России, Виталий Ушканов. Так уж выпало по календарю, что в этом году первый звонок прозвенел в российских школах не первого, а второго сентября. Но независимо от даты начало учебного года - это, с одной стороны, всегда праздник, радость, цветы, улыбки, а с другой стороны - это старые нерешённые проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются и дети, и родители, и учителя.
Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского университета имени Разумовского Валентина Иванова - желанная персона в студии.
Одна из застарелых проблем - организация школьного питания. Я сразу хочу сослаться на моих сыновей, которые в школу ходят, но в столовую ходить категорически отказываются. Директор утверждает, что всё в норме и соответствует высоким стандартам качества. Но я в этой ситуации больше верю своим детям, которые в гастрономическом плане совсем не избалованы. Как тут быть?
В. Иванова: Прежде всего, нужно, чтобы вы убеждали своих детей посещать столовую. Также нужно общаться с директором школы через родительский комитет, организовывать соответствующую комиссию по контролю за питанием. Нужно общаться напрямую с обслуживающей организацией, чтобы узнать меню, рацион. Требовать от директора или управляющего совета, чтобы был проведён анкетный опрос и детей, и родителей, чтобы понять, что не нравится. Эти результаты нужно выложить той организации, которая обслуживает вашу школу. Надо сказать, что сбалансированность рационов оставляет желать лучшего, и та информация, которую Вы получаете от ребёнка, объективна.
У нас есть какая-то единая организация школьного питания по стране?
В. Иванова: Нет, каждый субъект выбирает себе модель самостоятельно. Есть соответствующие структуры в школах, где работают штатные сотрудники, которые занимаются приготовлением пищи. Также существуют специальные организации, которые выигрывают тендер на обслуживание школы. Из этих организаций еда подвозится, а в столовой только разогревается. 64% школ по Российской Федерации обслуживаются сотрудниками самих учебных заведений, а специализированными организациями - 36%.
Как Вы думаете, какая модель предпочтительнее?
В. Иванова: В Москве начинает преобладать обслуживание через специализированную организацию, и мне кажется, что за этой моделью будущее. Дело в том, что специализированная организация - это мощный комплекс, который обеспечивает контроль за безопасностью приготовления, контроль за соблюдением технологических карт, контроль выхода продукции и использования сырья. В небольших образовательных учреждениях такой контроль обеспечить достаточно сложно. Мы знаем, что часто работники уходят с сумками, забирая, например, хлеб или другие продукты себе. В специализированной организации, когда на каждой стадии контроль, производство идёт серьёзно. Я посещала компанию "Конкорд", видела эту мощнейшую фабрику. Это здорово. Надо сказать, что там используются зарубежные технологии, новейшее оборудование. В технологическую цепочку никак не вклиниться. Загрузка идёт в соответствующих килограммах, выход - в соответствующих граммах.
А на вкус-то что получается?
В. Иванова: Вкус идёт от технологической карты. Её учим составлять мы - технологи. Так что если не вкусно, то это от плохого технолога. Единого стандарта питания нет, но есть типовое меню, которое мы составляем. В нём мы просчитываем сбалансированность рациона, согласовываем его с Роспотребнадзором. Департамент образования, опираясь на типовое меню, рассматривает, как питает обслуживающая организация. Только если она питает не хуже, не меньше по калорийности, организация проходит на следующую стадию контроля.