Открыла концертный сезон. В смысле, первый раз в этом сезоне сходила на концерт в консерваторию.
В соседней кассе передо мной спрашивали билет на Спивакова немолодая пара, в кассе сказали: самый дешёвый билет - 800 рублей (самый дорогой 7тысяч), пенсионерам скидок нет. Не знаю, чем кончилось дело, купили они или нет, только я осталась в недоумении, зачем им на Спивакова? Нет, ну, конечно, Алмазов Спиваков - это аттракцион! Это имя! Афиша, публика, касса! Но ведь его и по телевизору показывают - раскручен ещё с советских времён. Я сама его с тех пор очень люблю, но на концерт его вряд ли пойду по доброй воле. Слушала я его однажды. На открытии ММДМ.
Хору, в котором пели мои дети, раздали приглашения: похоже, надо было обеспечить наполняемость нового, никому не известного зала. Места дали, понятное дело, не лучшие - балкон. Но преимущество в том, что балконы в Светлановском зале расположены так, что можно было разглядывать публику (в тот день она того стоила: Тамара Синявская, с сияющей улыбкой и блистательным мужем, Галина Вишневская, с застывшим вечно недовольным лицом и тоже с мужем, ну и там Юрий Михайлович, Владимир Владимирович) и видеть лицо дирижёра. И я увидела Гергиева, о котором в ту пору знала куда меньше, чем о Спивакове, вживую, видела, что с ним делалось во время музыки. Исполняли Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Сколько лет уже прошло, помню! Но что было дальше!
«Болеро» Равеля я всю жизнь воспринимала, как симпатичную, но очень монотонную, занудную даже вещь, ну да, нарастает там звук, ну да, барабаны - ну и что, одно и то же на протяжении скольких-то там минут. Но то, что исполнили Гергиев со своим оркестром, было ни на что не похоже! Это была такая мощь, такая сила, такой восторг! Не хватит у меня слов, чтоб описать впечатление, просто поверьте, это было так здорово - хотелось жить, всех любить, всё всем простить, жертвовать собой, трудиться, совершить подвиг. Люди выходили в антракте в вестибюль, и было видно по их глазам, что и они чувствуют то же.
А во втором отделении Спиваков, любимый, с радостью ожидаемый. Но, то ли мы сделали ошибку, пересев в амфитеатр (зал так и не удалось заполнить, мест свободных было много), то ли ещё что помешало, только восторг тот угас под праздничные звуки, плохо помню, по-моему, музыки Чайковского в исполнении оркестра под управлением Спивакова. Всем своим видом маэстро создавал радостный настрой, но настрой этот всё убывал. Не знаю, почему. Может, догадываюсь, но не скажу.
С тех пор я решила, что никогда не буду ходить на раскрученное телевизором имя. Нет, Спивакова я по-прежнему люблю и слушаю. По телевизору. Этого с меня достаточно. А если захочется живой музыки, то выбираю программу, а не имя. Иногда везёт, и открываю для себя замечательного музыканта, или музыкантов.
Вот так и сегодня. Увидела в программе малого зала Консерватории Рахманинова «Элегическое трио» и Чайковского трио «Памяти великого художника». Подумалось, ну не могут такую музыку сыграть плохо. И не ошиблась. Три ансамбля молодых музыкантов из бывших республик Союза подарили таким звуком, такими эмоциями! А после исполнения трио Чайковского в зале почти на минуту повисла благодарная тишина, после которой грянули вполне заслуженные Дмитрием Онищенко, Гайком Казаряном и Антоном Павловским овации.