Отличный текст. Выделено жирным мною.
Сергей Роганов: 30 октября в России День памяти жертв политических репрессий, проходят мемориальные акции «Возвращение имен»: зачитываются списки имен погибших во времена Большого террора, продолжает развиваться проект «Последний адрес», а я в очередной раз вспоминаю закон Майкла Годвина: «По мере разрастания дискуссии в Usenet вероятность употребления сравнения с нацизмом или Гитлером стремится к единице». Попросту говоря, дискуссия, обсуждение считаются завершенными, а стороны, прибегнувшие к подобным аргументам (сравнениям чего-либо или кого-либо с нацизмом и фюрером) - проигравшими. Стоит всерьез подумать о расширении закона или формулировки российского аналога: коль начались отсылки к Иосифу Сталину или ГУЛАГу, любую дискуссию или действия можно считать бессмысленными.
Потому что ничего, кроме недоумения или, мягко говоря, брезгливости, - особенно благодаря истеричным столичным дамочкам, - эти публичные действа не могут вызвать у любого вменяемого человека, который не утратил память и способен отдавать себе отчет в своих действиях и словах. Майкл Годвин поклонник Гитлера и Холокоста? Отнюдь. У него просто все в порядке с мозгами. Я поклонник Сталина и Большого террора? Скажу так: я вообще не понимаю, каким образом, и на каких основаниях можно судить эпохи, к которым мы не имеем никакого отношения: ни к их возникновению, ни к их развитию, ни, тем более, к их завершению - более полувека назад.
Исторические факты? Разумеется, принимаются. Но, не на площадях, где треплются всуе имена погибших в далекую эпоху людей. Треплются, забалтываются людьми, рожденными советским обществом потребления, единственными знакомыми сражениями для которых были так это за триаду: «дачка-тачка-собачка». Эпоху, которая созидалась кровью и потом миллионов, которая явила миру русских проект - коммунизм и красную сверхдержаву. С другой стороны Евразийского континента была коричневая Европа: Германия, Италия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния и фашистские партии в любых других странах. Европейские ценности, так сказать, против мира русского коммунизма.
От Союза Советских Социалистических Республик не осталось и следа. Под истерическим руководством и руками тех самых страдальцев, которые теперь декламируют списки погибших, в перерывах между автокредитованием, супермаркетами, хамоном и безудержным туризмом. От СССР не осталось и следа, - разве что промышленные гиганты, гидро- и электростанции, нефте- и газопроводы, ВПК, флот, авиация, но, ведь мародерство на трупе сверхдержавы - это особая индульгенция «либеральной совести» за эпоху сталинизма, не так ли?! Сверхдержавы, которая созидалась руками и тех расстрелянных в эпоху Большого террора. Правда постсоветские мародеры знали об этой эпохе понаслышке, и, в массе своей представляли утрамбованную, упакованную, зацелованную по все попы золотую молодежь, сливки советской партийно-хозяйственной элиты, наследницы сталинской эпохи. Которой все время чего-то хотелось: «не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать». И ведь реализовали все самые сокровенные помыслы: ободрали как липку собственную страну, закусили севрюжиной и утерлись непонятно кому нужной конституцией.
Послушайте, «страдальцы» неведомой никому из вас эпохи сталинизма: это ведь подловато вышло. Ну, да, конечно же, хотелось Бога за бороду ухватить, но подловато в итоге. Так же, как и подло на все лады гнусавить списки расстрелянных созидателей огромной страны - второго полюса планеты, которая давно прошла и стала былью. Ах, да, страдальцев ведь это и утешает, и возвышает. Уже само прикосновение к этому дешевому фарсу - День памяти жертв репрессий - возвышает тебя хоть и на капельку, но все же! Придает смысл безудержному разрушению страны и трижды никчемным стараниям по созданию непонятно чего на остатках территории советской империи. Вроде возносит в горние выси свободы потребления всего и вся, а на деле только и топчутся по кругу, и смердит трупами, разложением, разрушением, а они только вдыхают полной грудью миазмы фантазий и будто вновь расцветают, и все требуют большего разрушения, уничтожения, истребления, но уже настоящей России. Так, будто бы они никогда не простят последышам «совка» в современности ни дня успеха, ни мгновения процветания. И на любые инициативы, проекты, национальные программы и власти, и общества только и слышно, что: «Да здравствует смерть!». Смерть власти, совку, обществу. А уж с утками о тяжелых болезнях Владимира Путина просто хороводы водят вокруг Соловецких камней и головок пармезана. Некрофилия в самой яркой форме, ни дать ни взять. Что там Адольф Гитлер или Иосиф Сталин - они нервно курят в сторонке. Германия с СССР не сдюжила, так и без нее управились, да еще в каких масштабах(!), а теперь чужие грехи замаливаем и оплакиваем невинно погибших создателей исчезнувшей страны. Сбацаем чечетку памяти на гробах эпохи, и опять за кредитами или в супермаркеты.
Память созидается молчанием. Не замалчиванием, а молчанием. И ясной, строгой памятью о том, что мы сделали своими собственными руками за последние четверть века. И, прежде всего, - выхаркались на все расстрельные списки, на все жертвы ГУЛАГа, Большого террора, Великой отечественной войны. Так нечего теперь из себя трогательных страдальцев строить - без ваших постсоветских соплей отстрадали давно те, кто через все это прошел. Без советских диссидентов вместе с их дешевыми инициативами, которые теперь годятся разве что для исследований в области социальной психологии и психиатрии. Мавзолей Мао в Пекине не помешал Китаю стать первой экономикой мира, портреты Великого кормчего между рекламными плакатами ведущих западных брендов - развиваться семимильными шагами на зависть всем. И все это за то же самое время, за которое «исстрадавшееся» советское общество пустило под откос все, что десятилетиями и миллионами создавалось поколениями прадедов, дедов и отцов.
День памяти, говорите? О ком и о чем? О тех миллионах, которые умирали, сдыхали в нищете, вешались, разбегались по планете в начале 90-х? А эти списки не хотите ли зачитать? Или кишка тонка, - тут то ведь не возвысишься, на себя в зеркало с гордостью не посмотришь. Ах, да, тут ведь появился новый демон современности: «путинизм», на которого списывают все мыслимые и немыслимые беды и страдания, и прошлое, и будущее, любые неудачи и даже жестокую стерилизацию бездомных животных в крупных городах. Да уж, что скажешь - смело, дерзко, возвышенно, свободно и страстно. И, главное, с безумной надеждой на память потомков. Не-а. Не получится. Потому что у истории своя логика, свои истины. Всего-то и останется:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
(М. Лермонтов)