Очень важная одна заметка вдогонку соображениям по математике. Вдогонку - плохо, но не заметить не могу, потому что, при всей очевидности, родители НИКОГДА это правило в занятиях с детьми не соблюдают. И не буду даже это называть математика два или математика возвращается, потому что это НЕ ПРО МАТЕМАТИКУ. Это ВООБЩЕ про любые задания, занятия, знания, навыки, про все что хотите.
Итак. Чему бы вы ни учили ребенка, НОВИЗНА ИЛИ СЛОЖНОСТЬ должна возрастать ТОЛЬКО ПО ОДНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
Все сейчас дружно закричали "Даааа!!! Разумееееется!!!! Это мы понимааааем!!!" Уточняю.
Нельзя учить ребенка понимать сложно сформулированные вербальные задачи и ОДНОВРЕМЕННО правильно записывать решение в тетрадь.
Нельзя учить ребенка, решать задачи в два действия и ОДНОВРЕМЕННО складывать в столбик.
Нельзя учить ребенка сложению с переходом через десяток и ОДНОВРЕМЕННО решать уравнения.
Нельзя учить ребенка устройству солнечной системы и ОДНОВРЕМЕННО правильно читать сложные иностранные слова и названия.
Нельзя учить ребенка делать винегрет и ОДНОВРЕМЕННО правильно писать это слово :)
Да, есть дети, которые хватают из воздуха одновременно и то, и это, и еще вышивать. Но мы обсуждаем случаи, когда вмешательство родителей УЖЕ происходит, уже необходимо. Вам странно это читать? Допускаю. Потому что сама неоднократно видела: если уже родитель добрался до чада с его уроками, родитель следит, чтобы все было выполнено ИДЕАЛЬНО. В хронологическом порядке деятельность контролируется от и до. Скажем....
Сначала "сколько надо" висим над пониманием задачи. Вроде, уже должен понимать. Вроде, учили уже. Если вслух прочесть - понимает. Но должен-то с листа!!! Висим. Читаем. Причем читаем ВСЕ ВРЕМЯ ОДНУ И ТУ ЖЕ ЗАДАЧУ, ту, КОТОРУЮ ЗАДАЛИ. Сам никак, взрослый объясняет, раздражается. Ладно, одолели худо-бедно, несамостоятельно, ну фиг с ним, скоро спать, переходим к сути? - ан нет, оказывается, задачу надо еще и записать правильно, как учитель требует!!! А дите опять тормозит! ...Про понимание забыли, начинается возня с отступами, клеточками, фигурными скобками и знаками вопроса... Полчаса провозюкались, ура! - можно решать. Тут выясняется, что задача-то в два действия. У ребенка круглые глаза - он уже и условие-то забыл... Потом - составление уравнения... Решение... И все время кажется, что ДОЛЖЕН УЖЕ ЭТО ЗНАТЬ - и хде оно?!
Ничего нет МЕНЕЕ продуктивного, чем такой способ работы с ребенком. Я понимаю, что именно так обычно родители с детьми делают уроки. Я сама мамаша :). И мне саму себя приходится тормозить.
Педагогические методики не зря придумали понятие ЦЕЛЬ УРОКА. Когда бы вы ни сели заниматься с деточкой, ЦЕЛЬ у вас должна быть ОДНА. Выберите то, что нужно чинить СЕЙЧАС. Сразу. Что хуже всего, с чего Вы начнете. Скажите себе: мне ПЛЕВАТЬ сегодня и на понимание прочитанного (сам прочту), и на запись (он в этом не так уж слаб, я помогу чуточку, а муштру оставим на следующий раз). Это мы проскочим сегодня. Зато мы сегодня должны научиться формировать стратегию решения в два действия. Потому что он же полный ноль в этом!!!! А это надо знать. И сегодня про это будет куча дополнительных задач, сначала. Чтобы ВОТ ЭТУ, которая ЗАДАНА, он решил в итоге САМ.
И вот когда вы добьетесь, что он ЭТО умеет... Вот тогда вы поставите себе ДРУГУЮ задачу, а "в уме" оставите возможность закрепить уже наработанные навыки... Не делите материал "географически", на задачки. Делите его "структурно", на НАВЫКИ. Ставьте навык ЦЕЛЬЮ. И все "связки", все элементы деятельности, которые не относятся непосредственно к сегодняшней цели, пробегайте, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ на них - если ребенок уже ЭТО умеет, пусть делает, как умеет (не придирайтесь к ерунде), а если он в этом буксует, помогайте ему, массированно помогайте, это ведь сейчас не важно, вы НЕ ЭТИМ занимаетесь!
Мне немедленно и законно возразят: а как же организация сложной деятельности? Ребенок ведь должен уметь методично и хронологически правильно решить задачу так, как нужно, от прочтения и записи - до решения уравнения?
Должен. Но организация такой деятельности - тоже НАВЫК. И вот когда ВСЕ СОДЕРЖАЩИЕСЯ ВНУТРИ навыки выстроены, можно работать именно над ЭТИМ НОВЫМ НАВЫКОМ :). И он тоже должен быть ЦЕЛЬЮ занятия, и он тоже должен быть ОДИН :)