Мы уже писали о том, что наступивший год для нашей библиотеки - юбилейный. В рамках Семейного клуба выходного дня мы решили провести цикл встреч "Вспомнить всё", каждая из которых будет посвящена одному десятилетию из истории библиотеки. В конце января мы рассказали о первых годах библиотеки. В конце встречи гости получили буклет с материалом по истории библиотеки в 30-е годы. Такие буклеты будут выдаваться после каждой встречи, а в конце года из них можно будет составить мини-книжку об истории "Гайдаровки". Кроме того, желающие смогут выполнять небольшие задания - это поможет лучше понять и почувствовать время, в которое жили их ровесники - читатели разных поколений. Здесь, на страницах Живого Журнала, мы также будем давать небольшой обзор по материалам прошедших занятий.
Библиотека была открыта в марте 1934 года на Большой Коммунистической улице, д. 30 (сейчас - ул. Александра Солженицына). «Создана была библиотека со специальным назначением: стать методическим центром для детских библиотек гор. Москвы». Поэтому в библиотеке было два отдела: методический, задачей которого была методическая помощь детским библиотекам Москвы, и собственно, сама детская библиотека, которая должна была стать базой практической работы методкабинета, образцом для всех детских библиотек.
Дом постройки начала 19 века. Помещение было небольшим, для работы с детьми имелось всего четыре комнаты. Но жизнь в этих комнатах кипела - в течение первого года в среднем библиотеку посещало 468 читателей в день! Книг часто не хватало, ведь вначале книжный фонд был всего 12 000 экземпляров, а читателей - почти 8 тысяч! И это при том, что ни дошкольников, ни старшеклассников библиотека в то время практически не обслуживала. «Записывают детей, как правило, с момента поступления в 1 кл. Дошкольники записываются в виде исключения, довольно редко. Ни состав книжного фонда, ни помещение, ни кол-во работников не позволяют обслуживать дошкольников, а между тем следовало бы выделить для них специальный фонд и широко привлекать родителей к пользованию б-кой. Уч-ся 8-10 кл. тоже, как правило, в б-ку не записываются, им предлагают пользоваться взрослой б-кой. В центр. б-ке нет условий для работы с уч-ся 8-10 кл. Для них необходим специально скомплектованный книжный фонд, нужны специальные работники. Но часть чит-лей, перешедших в 8-й класс, продолжает оставаться в б-ке».
Первым директором библиотеки стала Маши Исаевна Розовская. А всего в библиотеке было 13 сотрудников, десять из которых непосредственно работали с детьми.
Историю библиотеки хранят старые отчеты за все 80 лет. Имена и фамилии читателей, наблюдения библиотекарей - прошлое кажется совсем близким. Из отчета за 1934-35 уч.год: «Всю детвору с самого начала учебного года надо было организовать. …Если в начале года группы детей приходили только с намерением сорвать работу читальни или с целью похитить книгу, то благодаря упорной борьбе они не нашли простора своей деятельности. Одни из них стали постоянными читателями, другие покинули библиотеку». Ребят учили бережному обращению с книгой: брать книгу чистыми руками, заворачивать в газету, использовать закладки. Для этого даже была организована показательная выставка «Уголок читателя дома», где демонстрировалось, как дома хранить книгу, чтобы она оставалась в целости и сохранности. Библиотекари также учили детей внимательному и вдумчивому чтению: учили записывать свои впечатления в дневники прочитанного, делать рисунки («зарисовки») к самым интересным для них эпизодам. Был объявлен конкурс на «лучшего читателя», и лучшие были премированы. Вообще было принято беседовать с читателями о прочитанных книгах. Из этих бесед библиотекари понимали, кто из ребят как читает, что понимает, что нравится, а кто не дочитывает книги до конца, и потом каждому подбирали соответствующую литературу, составляли рекомендательные списки.
Что же читали ребята 30-х годов, какие книги их увлекали? В 30-е годы очень многие читали газеты и журналы. Очень популярны «Пионерская правда», «Костёр», «Чиж», «Ёж», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Знание - сила» и др.
Что касается книг, то ребята охотно читали и русскую классику (А.Пушкин, Н.Некрасов и др.), и книги зарубежных писателей (Г.-Х. Андерсен, Ж.Верн, Д.Свифт и т.д.), и книги современных авторов. Популярными темами были: жизнь в СССР, жизнь и деятельность известных людей, техника, авиация, авиамоделирование, история, география, путешествия. Познавательные, научно-популярные книги вызывали огромный интерес. В библиотеке сохранились несколько зачитанных до дыр книг Перельмана. С удовольствием читали книги о путешествиях и путешественниках, например, Амундсене (вообще тема покорения Арктики очень популярна), географии, астрономии. Ребята интересовались разнообразной техникой и самоделками. В то время многое делалось своими руками. Были популярны кружки технического творчества, радиокружки. «...Дмитриев Вова и Федотов Шура коллективно строят модели, вместе читают книги по самоделкам (телефон, телеграф)...» А вот одна из загадок, которую мне пришлось разгадать, читая отчеты…«Наибольшим успехом у ребят пользовалась выставка о работе Эпрон». Что это такое - ЭПРОН? Читатели 30-х удивились бы такому вопросу. Вся страна знала о героях-специалистах по подъему затонувших кораблей и подводных лодок. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Об одной такой операции - подъеме корабля «Орел», затонувшего во время гражданской войны, рассказывает книга К.Золотовского «Капитан Лаце». Эта книга была очень популярна! Ее можно прочитать и сейчас.
И еще одна тема - одна их самых популярных в 30-е годы. Это было время развития авиации: беспосадочные полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, спасение "челюскинцев", беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, совершенный женским экипажем: Валентиной Гризодубовой, Мариной Расковой, Полиной Осипенко. Имена прославленных летчиков знала вся страна! Создавались аэроклубы, в которые мечтали попасть многие мальчишки и девчонки. И, конечно, необычайный интерес вызывали книги о авиации, летчиках, вообще - об освоении человеком неба. Из отчетов: «...С большим интересом слушали доклад на авиа-вечере и в беседе с докладчиком проявили интерес к авиации вообще и большую осведомленность по авиа-моделированию». «Соня Гиммельштейн, 9 кл., прочитала все имеющиеся книги по авиации, о парашютистах. Ее подруга Пара Белова, всегда вместе с ней берущая книги, тоже увлеклась этим делом, сейчас в аэроклубе, участвует в полетах. Соня пока только мечтает быть летчиком, ей нет 16 лет, а раньше этого срока ей не разрешается летать и прыгать с парашютом". Мальчики и девочки предвоенного времени... Их детство закончилось внезапно. Но об этом мы расскажем на следующей встрече, посвященной 40-м годам.
На наших встречах мы не только рассказываем, но и стараемся показывать: книги, фотографии, предметы. Ведь современным читателям многое кажется совсем непонятным. На выставке, посвященной юбилею А.Гайдара, мы нашли и рассмотрели много предметов, известных детям только по книгам. Вспомнилось и стихотворение С.Маршака «Вчера и сегодня»: "Лампа керосиновая, Свечка стеариновая, Коромысло с ведром И чернильница с пером..."
А еще мы попробовали заняться тем, чем увлекались дети 30-х годов - авиамоделированием. Оказалось - это интересно! Приходите на нашу следующую встречу!