Долог ли короток путь - как распознать? Порой сходишь до соседнего подъезда, и уже притомился. А то бегаешь целый день, кучу дел переделаешь - сил не убавляется.
Дорога у каждого разная - у кого ухоженная, гладкая, идти по такой - одно удовольствие. Смотришь вокруг - не налюбуешься.
А у других - дорога полна опасностей. То поворот, то косогор, как в песне поется.
Помогая видеть, слышать, чувствовать, психолог словно учит дорожной грамоте, умению распознавать предупреждающие, запрещающие, разрешающие… знаки, расставленные самой жизнью. В этом смысле, психолог становится попутчиком. Он не знает куда идти, ведь это Ваша дорога, он не знает как, ведь силы у вас разные, но он знает что Вам может помочь в пути. Смысл психологической помощи и образовательной деятельности совпадает в главном: их призвание помочь человеку быть здоровым, счастливым, богатым, а значит мудрым. А кто посмелее, тот сам проложит новую дорогу, сумеет выбрать кратчайший безопасный путь к своей мечте. Творить жизнь - быть автором своей дороги. Именно тем путникам, которые хотят идти лишь по своему пути или помогать другим, не сбиться с дороги, написана эта книга. Это не путеводитель. Скорее это путевые заметки на полях жизни.
Образовательная деятельность как опыт жизни. Испокон веков знахари, философы, а затем педагоги и психологи стремятся понять как «образуется» человек, его духовно-психологическое пространство, что лежит в основе его тех или иных желаний, проявляющихся в какой-либо конкретной деятельности. Особенно актуально понимание человеческой природы в кризисные периоды развития человечества. Нестабильная внешняя обстановка выбивает человека из обычного ритма в жизни, устаревают его прошлые установки и человек вынужден психологически «образовываться» заново. Образовательный опыт, на наш взгляд, самый важный для человека, как для него самого, так и для развития человечества в целом. В основе его лежат древнейшие инстинкты (самосохранения, продолжения рода…), но главное, что детерминирует образовательную деятельность современного человека - это духовно-психологическое пространство, в котором она разворачивается. Психологические конструкты самого человека и культурно-исторические условия социума, где он живет, составляют некое поле, требующее от человека какого-то присутствия. Степень присутствия определяет подлинность и аутентичность бытия. С этой точки зрения образовательная деятельность является не только формирующей и развивающей. Фактически образовательный опыт - это опыт жизни, опыт присутствия. Не понимание этого ведет за собой целый ряд проблем как у людей, которые по роду своей профессиональной деятельности занимаются образованием (хотя чаще всего это только так называется), так и у людей, которые «получают» образование (в виде знаний, умений, навыков) вместо образовательного опыта.