(
источник)
Оказалось, что смешанный формат гораздо лучше дистанционного по целому ряду показателей. Однако традиционный офлайн всё равно предпочтительнее.
Что это за исследование
Авторы работы отметили, что, хотя на фоне пандемии значимость обучения с применением дистанционных технологий значительно возросла, исследования, проведённые ранее, не смогли объективно оценить уровень его эффективности. Это связано с тем, что они основывались лишь на отдельных критериях, например, на оценках за тесты и экзамены.
Чтобы это сделать, учёные воспользовались многомерной моделью оценки ARCS, которая рассматривает такие показатели, как:
- уровень внимания;
- значимость обучения;
- уверенность в собственных силах и интеллектуальных способностях;
- удовлетворённость обучением.
Участниками исследования стали 155 студентов одного из китайских вузов. Их случайным образом разделили на три группы по типам обучения. Первая проходила учебный курс очно, вторая - только дистанционно, а третья - в смешанном формате. После этого респондентов просили заполнить специальные анкеты и пройти тесты, проверяющие, насколько хорошо усвоен пройденный материал. Результаты работы
опубликованы в издании Journal of Computer Assisted Learning.
Что выяснили
Оказалось, что по большинству показателей смешанное обучение превосходит дистанционное. Однако очные занятия всё ещё кажутся наиболее эффективными.
Что касается внимания, то студентам было проще удерживать его при смешанном формате, чем при дистанционном. Однако если сравнивать его уровень с тем, что характерен для очных занятий, то они почти равны.
С точки зрения уровня уверенности смешанное обучение тоже обошло дистанционное. Однако очный формат занятий способствовал ещё большему росту этого показателя.
Если говорить об удовлетворённости обучением, то смешанный режим оказался для студентов предпочтительнее, чем традиционный или дистанционный.
А вот ощущение значимости обучения оставалось примерно одинаковым вне зависимости от его формы.
Какое это имеет значение для вузов
Прежде всего стало очевидно, что при необходимости использования дистанционных технологий в образовательном процессе стоит всё-таки разбавлять их традиционными очными занятиями, то есть делать смешанный формат, а не ограничиваться онлайном.
Кроме того, если в вузе реализуется смешанный формат, важно оказывать студентам достаточную поддержку, иначе те могут чувствовать себя менее уверенно. А это может негативно отразиться на их оценках и мотивации к учёбе.
Что ещё известно о воздействии дистанта
Не так давно провели в России
большое исследование последствий перехода вузов на дистанционное обучение во время пандемии, в ходе которого опросили преподавателей и студентов нескольких вузов. Российские результаты оказались схожи с китайскими: чистому онлайну большинство предпочитает смешанный формат. Более того, 70% преподавателей считают, что смешанный формат обучения вот-вот станет повседневной реальностью в высшем образовании.
А в рамках опроса, проведённого соцсетью «ВКонтакте», оказалось, что, по
мнению учащихся, главные минусы полного дистанта - это дефицит мотивации и живого общения. Кроме того, они зачастую недовольны неудобством программного обеспечения и софта, усталостью от работы с гаджетами и возникновением технических проблем, усложняющих образовательный процесс.
Ещё стало известно, что не всем студентам одинаково трудно учиться дистанционно. Например, технари
оказались более устойчивы к воздействию стресса, возникающего при таком формате обучения, чем гуманитарии. Кроме того, у девушек уровень тревожности возрастает больше, чем у молодых людей.
Несмотря на все сложности и недостатки онлайн-обучения, не так давно российские студенты
стали массово требовать возвращения дистанта. Они аргументируют это тем, что небезопасно проводить очные занятия при неблагополучной эпидемиологической обстановке, которая наблюдается в последнее время. Однако есть предположение, что они хотят и дальше иметь возможность дольше спать и смотреть пары вполглаза, параллельно занимаясь другими делами.