Алексей Любжин «Добавление лишнего предмета - существенная порча»

Oct 12, 2021 20:54

(источник)

Большая статья с таблицами и цифирью, критикующая школу. Но автор может критиковать современную школу с любого места (для него образец только гимназии), поэтому я оставил только т.с. "постановляющую" часть.



Мы удивляемся и печалимся, что дети ни на чём не могут сосредоточиться. Но - ещё В.В. Розанов в «Сумерках просвещения» жаловался, что впечатления сменяют друг друга мимолетно и не оставляют следа в ученической душе. Насколько же мы усилили этот эффект в нашей многопредметной энциклопедической школе! Мы сами тщательно не даём детям сосредоточиться - и потом возмущаемся плодами наших собственных педагогических усилий.

Но - возразят многие - есть сведения, которые ученик должен знать (ворох тут у всех будет разный), и как же… Но если делать из тезиса «ученик должен знать нечто» вывод «нечто должно преподаваться в школе», - это неправильный вывод. Правильный будет заключаться в том, что ни в коем случае этот материал в школе преподавать нельзя. Или, если так уж необходимо, выбросить из прежней программы столько же или больше.

А как же..? А никак. Устраивайте бесплатные кружки. Выпускайте увлекательные научно-популярные книги для подростков. В вашем распоряжении телевидение, радио, интернет. Но школу оставьте в покое: добавление лишнего предмета для неё - существенная порча, и жадные руки предметников напрашиваются на суровую линейку.

Да, ещё. В современной педагогике всё большую роль играет методика преподавания. Танцы с бубнами, призванные вызвать у учеников интерес к предметам, становятся всё изощрённее. Но это уделяемое методике внимание - красноречивейшее доказательство, что само по себе содержание нашей школы ученикам неинтересно. Но современная школа РФ неработоспособна уже на уровне проекта.

школа, критика, автор - Любжин

Previous post Next post
Up