Момент истины: дистант открывает глаза на школу (о состоянии выученной беспомощности).

Dec 23, 2020 13:22

Анатолий Шперх пишет в своём посте FB:

Записывали вчера передачу для ОТВ о проблеме дистанта. Было два учителя, представитель разгневанных родителей и психолог.

Что поразило? Реакция на слова о том, что ребенок должен учиться учиться сам.
Я услышал бурю протестов, обвинений и едких слов.

Главный лейтмотив учителя: ребенок не может, не способен, не научен. Не научен планировать, не научен распределять свое время, не научен саостоятельно работать вообще. При этом речь шла не о начальной школе (где это естественно), не о 5-7 классах (где этому пора уже выучиться), но и о старшей школе. Мои оппоненты прямо говорили, что, если ребенка не контролировать, если над ним не стоять, то он не будет ничего делать.
И на мои робкие возражения, что это и есть главная задача школы - научить этому я слышал поток возмущений, что я не знаю жизнь, я работаю с отобранными детьми, я сижу в замке из слоновой кости и пр.

Это, конечно, огромная проблема. Я не живу в замке и у моих детей далеко не все гладко. У нас огромные проблемы в области самостоятельности.

Но мы в школе понимаем, что это - дыра, что ее надо закрывать, с ней надо работать. И пытаемся вывести детей из привычного им состояния выученной беспомощности.

Да, это вызывает конфликты, да, это получается не у всех. Но мы не сдаемся, мы идем. Да, это похоже на прогрессорство. Но это естественное прогрессорство взрослого рядом с детьми. Более мудрого, видящего дальше и могущего настаивать на том, что его видение глубже.

Оппоненты же мои позиционируют себя на стороне ребенка. Но это позиционирование выливается в тотальный контроль и давление на него. "Вы хотите стать счастливыми? Мы сделаем вас счастливыми!"

При этом о давлении вслух, конечно, никто не говорит. На устах у всех - необходимость "освоить программу", донести до ребенка некую сумму знаний, научить распорядку. Важные и нужные вещи.

Но - внешние по отношению к ребенку.

И никого это не смущает. "Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе". Так вот школа сегодня подобна этакому колбаснику. И очень удивляется. когда колбасы начинают жить своей жизнью.

Из всей компании наиболее адекватным мне показался психолог - как же нам не хватает толковых психологов в школе. Сколько проблем можно было бы купировать в зародыше!

качество контакта, дистант, КСО, автор - Шперх, качество контента, совместное с группой проживание материал, Ривин, школа, образовательное пространство, ресурс совместного проживания, выученная беспомощность, роль образовательного пространства

Previous post Next post
Up