hasid пишет 2017-07-20 13:15:00 в посте
"Сириус" и советские спецшколы В пятницу, 21 июля в сочинской школе "Сириус" Путин пообщается со школьниками. Какие-то вопросы уже присылают заранее, что-то зададут ему экспромтом. Меня же заинтересовала эта школа "Сириус". Насколько понял, в неё собрали талантливых детей со всей страны, обучение настроено на экспериментальное получение знаний - через практические занятия по физике, химии, биологии и т.п. В общем, это такой отсыл к советским "научным" школам.
То, чем по-настоящему мог гордиться СССР - это школьным образованием. А внутри него - теми самыми специальными школами, которые с детства готовили будущих учёных. В первую очередь Физматшколы и даже шахматные школы, которые развивал Ботвинник. А перед ними были экспериментальные школы 1920-х, например, знаменитая тогда во всём мире психоаналитическая школа "Международная солидарность" (в ней учился сын Сталина, Василий). Директор этой школы Вера Шмидт в середине 1920-х сформулировала основы педагогики таких спецшкол:
- Воспитатель должен исходить не из теоретических постулатов, а из материала, которым является наблюдение за детьми.
- Воспитание должно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка.
- Взаимное доверие и доброжелательность. Главное - не авторитет педагога, а доверительный контакт между ним и ребёнком.
- Школьник должен чувствовать себя членом малого сообщества, а не индивидуумом, поглощенным массой.
- В школе-лаборатории нет наказаний. Субъективные оценки поведения ребенка не должны высказываться.
- Сдержанность: любые бурные проявления эмоций со стороны педагога или родителей ребенка строго запрещены.
- Вместо прямых приказов (делай то-то) мы стараемся разумно объяснить ему, что и почему мы что-то от него требуем.
На время Оттепели, 1960-е приходится второй расцвет "специальной педагогики". Именно её во многих своих произведениях упоминают и превозносят писатели-фантасты, братья Стругацкие.
Педагогическая утопия - одна из основ мира (мира Полдня) Стругацких. В идеальном будущем дети с раннего возраста должны воспитываться в специальных интернатах. Педагоги при этом владеют некой "высокой теорией воспитания" (ВТВ).
Цель ВТВ - воспитание поколения людей, главным наслаждением которых и главной потребностью является успешный творческий труд. Основные правила ВТВ:
- Главная задача учителя - обнаружить и развить в ребёнке его главный талант, то, что он умеет лучше многих.
- Настоящий учитель должен быть обязательно человеком нескольких профессий.
- Идеальное количество учеников на одного учителя - 4-5 человек и никогда не больше семи.
- Ученики должны жить отдельно от родителей, в специальной школе-интернате.
Ещё одна педагогическая концепция того времени была у великого писателя-фантаста Ивана Ефремова. Она была схожа с идеями братьев Стругацких - отлично подготовленные учителя, школа-интернат - но в ней было и важное отличие. Ефремов настаивает на обязательности производственной и общественной практики. Более того, он отрицает традиционное разделение на "мир детства" и "мир взрослых". В этом виден его отсыл к педагогической практике Антона Макаренко.
Все эти концепции в той или иной мере легли в основу советских спецшкол, в наибольшей мере - в т.н. "колмогоровский проект", физмат школу №18 при МГУ. За 53 года с момента её открытия к физико-математическому профилю добавились еще два: компьютерно-информационный и химико-биологический. В 2009-10 годах было несколько совещаний у президента по внедрению опыта "колмогоровского проекта" во все госуниверситеты страны (по одной школе на каждый университет). Но дело так и не сдвинулось. Надеюсь, в "Сириусе" Путину зададут вопрос о возрождении школ для талантливых детей.