Оказывается, сенсорные системы ребенка обучают и корректируют друг друга безо всяких правильных слов

Jun 02, 2019 21:43

Отрывок из статьи Лёхи Андреева Принцип молотка. КАК НАС ДУРЯТ «ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ»: ПАМЯТИ МАРВИНА МИНСКИ

Многие считают, что «показывать пальцем» неприлично; они умудряются внушить это суеверие даже маленьким детям. А родителям в некоторых современных пособиях даже советуют отворачиваться от ребенка, когда он на что-нибудь показывает, - и требовать, чтобы он словами называл свои цели. Якобы от такого обращения у детей быстрее развивается речь и интеллект вообще.

Называть словами? Это самое важное в развитии? Лично я вижу здесь именно ту книжно-компьютерную модель интеллекта, которая заразила нашу культуру в прошлом веке. Просто психологи опять стащили объедки со стола инженеров. Точно так же вслед за появлением компьютеров они придумали «нейролингвистическое программирование». Само название прямо говорит, где украли ложечки.

Только к началу XXI века до них наконец дошла идея другой, сенсорно-сетевой, модели интеллекта. В психологических журналах появились публикации под лозунгом Grounded Cognition, буквально - «заземленный», «базовый» интеллект. В этой модели основой когнитивных процессов считаются не абстрактные символьные вычисления, а мультимодальная симуляция, то есть воспроизведение и моделирование визуальных, моторных и других сенсорных «впечатлений», полученных в непосредственном взаимодействии с окружающим миром.

Дошло даже до исследований, которые доказывают, что «множество дополняющих друг друга органов чувств ребенка позволяют ему обучаться самостоятельно - без конкретной задачи и без учителя - просто взаимодействуя с внешним миром». Какой удар по всей нашей церковно-приходской системе образования! Оказывается, сенсорные системы ребенка - зрительная, слуховая, моторная, осязательная, обонятельная, вестибулярная и так далее - обучают и корректируют друг друга безо всяких правильных слов. И именно такой параллелизм позволяет им реагировать гораздо «умнее», чем абстрактные правила.
Забавно, что процитированная выше работа опубликована в 2005 году в журнале Artificial Life, и ее главная идея - вот чему разработчики искусственного интеллекта могут научиться у младенцев. Я бы добавил, что подобным вещам стоит в первую очередь учить родителей тех самых младенцев. По себе знаю, как трудно приглушить в себе стереотипы книжно-компьютерной модели обучения, чтобы лучше увидеть чувственно-сетевую.

Зачем маленькие дети столько раз повторяют одинаковые движения и странные жесты? Зачем они качаются или кружатся на месте? Почему норовят перевернуть все предметы вверх ногами и погрызть? Для чего, начав ползать по дому, они так упорно простукивают шкафы и стены? Почему первые слова появляются у них одновременно с умением ходить - и почему вы сами лучше соображаете при ходьбе?

Все становится гораздо понятнее, если выкинуть молоток Тьюринга из головы. Вообще-то мы догадывались об этом еще в детстве, когда читали, как Буратино продал азбуку и пошел изучать мир на чистом практическом опыте. Но нам же нужна еще сотня крутых перцев вроде Марвина Мински, чтобы эта методика не казалась сказочной.

автор - Андреев-Шелли, ВТВ, сенсорные системы, раннее развитие, дети, обучение

Previous post Next post
Up