Методология естественной педагогики

Jul 28, 2017 15:53

Оригинал взят у bulkinap в Методология естественной педагогики 21 мая 2017

(Целевая установка - организация процесса взросления)
Педагогическая деятельность появилась в первобытном обществе. Она обеспечивала базовые потребности примитивных сообществ в самосохранении и самовоспроизводстве воспитанием нужных взрослых (аналогичные потребности человека А. Маслоу обозначил как физиологические и потребности в безопасности).

Механизм, позволивший плодотворно и эффективно организовать процесс взросления, был построен на сверхвысокой мотивации детей к учению. Эта мотивация реализовывалась лишением ребенка всех прав в период взросления и наделением его правами взрослого после обряда инициации.

Фольклор восточных народов донес до нас высказывание: «До пяти лет ребенок - царь, от пяти до пятнадцати - раб, а от пятнадцати и дальше - друг».
Период «царя» - это период видового становления человека. В этот период у ребенка формируется главное - мышление и речь, запускаются генетические механизмы, закладывается основание его существования как человека. Ребенок усваивает нормы, образцы, неосознаваемые модели поведения - социокультурные паттерны. В это же время ребенок характеризуется крайней уязвимостью и беспомощностью, поэтому он - в центре внимания и опеки взрослых, он - «царь», чья жизнь полностью и целиком зависит от окружающих.

Период «раба» - это период полного бесправия и мощнейшей мотивации к обучению, овладению всеми необходимыми для взрослой жизни знаниями, умениями и навыками, всем репертуаром ролей взрослого человека (мужа, мужчины, охотника, воина, защитника, члена общности и пр.). В начале периода ученик - это бесправный ребенок, а в его конце - полноправный взрослый; мотивы и цели учащегося - обретение прав взрослого.

Школой обучения выступало всё жизненное пространство, учителями (наставниками, помощниками, тьюторами) были все взрослые члены племени, содержание обучения задавалось племенными нормами и ценностями, всей обстановкой бытия социума. И ребенок учился - в пещере, в лесу, в поле и на охоте, перенимая у взрослых необходимые приемы охоты и собирательства, выслеживания добычи, чтения следов, ориентации в лесу и в саване, обращения с огнём, оружием, инструментами - одним словом, учился везде и всему, что соответствует статусу взрослого, «друга».

Таким образом, , находясь в полной зависимости от взрослых, ребёнок в то же время знал - его состояние «раба» временное, оно завершится в определенном возрасте и при условии, что он выдержит экзамен, пройдет обряд инициации. Переход в статус «друга» означал наделение юноши всеми правами и обязанностями взрослого члена племени - он и воин, и охотник, он мог создавать семью, он получал право голоса и в делах племени, и на военном совете и т.д. Одним словом - он был полноправным взрослым.

Процесс инициации в примитивных племенах подробно описан этнографами и культурологами на материалах полевых исследований XIX-XX вв. В то же время, история сохранила описание обряда инициации V-IV вв. до н.э. уже в классовом обществе - в Спарте «классической эпохи».

Спарта обычно ассоциируется с суровой и жестокой подготовкой молодежи - «спартанским воспитанием». В семь лет мальчиков изымали из семьи и передавали в военизированный отряд. В 15 лет мальчики должны были выдержать два этапа инициации, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Первый - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины. Испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками, остальные же переходили к следующему экзамену - сечению у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Лукиан сообщает: «...не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдержат ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели, - ты увидишь статуи, поставленные в их честь на средства государства. Итак, когда ты увидишь все это, не думай, что юноши безумствуют, и не говори, что они терпят мучения без всякой надобности, по повелению тирана или под давлением врагов... Ты поймешь, я думаю, и сам, что, попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первый устанет...» (Цит. по: Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., Учпедгиз, 1940. - С.15).

Тех, кто не выдерживал испытания, вместе с их семьями, подвергали общественному презрению. «В Лакедемоне, - свидетельствовал Ксенофонт, - всякому гражданину стыдно сидеть за обедом рядом с трусом или бороться с трусом в палестре». На праздничных хорах трусу отводится самое непочетное место; он должен вставать даже перед младшими; «он не может... подражать хорошим гражданам, в противном случае подвергается ударам от лучших граждан» (Цит. по: Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - С.67).

Естественная педагогика, как тип педагогической деятельности, продемонстрировала всю ее сложность и противоречивость. По форме естественная педагогика - это массовая деятельность. И, следовательно, ее цели должны быть внешними, социоцентрированными, а ведущий педагогический закон - культуросообразность. Действительно, племя - заказчик (субъект) этой деятельности, оно организует эту деятельность и создает необходимые условия (прежде всего, формулирует цели и мотивацию ученика) для обучения в период индивидуального становления человека.

Реальный же субъект деятельности - сам ученик. От него и его активности зависел и процесс, и результат обучения. Учителя же, взрослые члены племени, при отсутствии теоретических знаний, исполняли роли помощников, способных продемонстрировать то, «что надо делать». Главный методический вопрос - «как делать?», перекладывался на самого ученика. Соответственно, цели деятельности становились внутренними, антропоцентричными, а ведущим педагогическим законом - закон самодеятельности.
Человеческим итогом естественной педагогики был гармонично развитый член первобытного племени, умелый и подготовленный к решению всех наличных и потенциальных задач как собственной жизни, так и жизни своей общности.

Главный результат естественной педагогики - сохранение человечества. Она в непрерывном действии - в институте совершеннолетия, в ежедневном воспитании детей, в мечте каждого ребенка поскорее стать взрослым с тем, чтобы можно было бесконечно играть в компьютерные игры и чтобы родители не говорили «Хватит!».

естественная педагогика, закон самодеятельности, социоцентристские цели, педагогика, мотивация, методология педагогики, история педагогики и образования, культуросообразность, инициация, автор - bulkinap, взросление

Previous post Next post
Up