Методология эгалитарной педагогики

Apr 01, 2017 23:41

Оригинал взят у bulkinap в Методология эгалитарной педагогики

(Целевая установка - организация обучения всех всему)

Второй цивилизационной ступенью является индустриальное общество. Его основные черты: отношения личной независимости, промышленность и машинное производство, разделение труда и рост его производительности, урбанизация, культура чувственного периода (по классификации П.А. Сорокина), дифференциация наук и научная революция. Потребности двух новых классов (рабочий класс и буржуазия) преобразуют сферу образования: возникают два новых типа педагогики - эгалитарная педагогика и элитарная педагогика.

В Новое время обучение приобретает массовый характер, школа превращается в реальный социальный институт, выступает как инструмент социальной мобильности, приобретает функции не только воспитания и образования, но и тестирования, селекционирования и дистрибуции (П.А. Сорокин).

Сама педагогика превращается в науку, т.е. она исследует, обобщает и систематизирует в виде теории закономерности педагогической деятельности по формированию и развитию востребованного данной общностью типа личности и вырабатывает рекомендации по специальному обучению и организации учебных заведений. Преобразование педагогики в науку связывается с именем Я.А. Коменского (1592-1670) и его трудом «Великая дидактика» (1657).
Педагогика Коменского (эгалитарная педагогика) является массовой педагогикой, через которую проходит практически все население страны в детском возрасте. В истории педагогической мысли эгалитарная педагогика получила наименования традиционной педагогики, знаниевой педагогики, репродуктивной педагогики. «Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса» (Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - С. 5).

Эгалитарная педагогика обеспечивает:
  • - равные возможности в образовании для всех и массовость обучения («Обучение всех всему»). И как следствие - исключение психологизма. Психология в эгалитарной педагогике не нужна;
  • - массовость обучения в школе Коменского и как условие ее организации - стандартизация. Коменский узаконивает категории единиц учебного процесса (класс, урок), единиц учебного материала (содержания урока, учебного года, семестра и т.д.). Именно исходная установка на массовость, равные возможности для всех требует от Коменского стандартизации всех параметров педагогического процесса. Стандартизация и нормы имеют смысл только тогда, когда специально законодательно оформляются (например, «Закон об образовании»);
  • - стандартизацию учебного процесса с опорой на возрастные и физиологические особенности ученика (закон природосообразности);
  • - стандартизацию знаний, умений и навыков, которые превращают школу в конвейер и фабрику: ЗУНы ученика в начале обучения соответствуют стандарту № 1, в конце обучения они должны соответствовать стандарту № 2;
  • - мотивацию учащегося, которая детерминирована социальными стандартами: диплом о достигнутом уровне образования открывает выпускнику путь в соответствующие профессиональные и социальные группы.


Система образования в этой педагогике построена по индустриальному принципу жестко иерархической вертикальной схемы. Роль управляющего, обладающего тотальной монополией на знание, играет преподаватель. Учитель - профессиональный педагог, дипломированный специалист-предметник. Как предметник он отвечает за свою область и не отвечает за конечный результат. Ответственность учителя в эгалитарной педагогике - это ответственность за соблюдение стандарта в конкретизированной форме.

Эти принципы легли в основу эгалитарной дидактики: «знание» излагается учителем, которое усваивается в готовом виде школярами. Описываемая модель оказалась очень технологичной в период развития капитализма на стадии индустриализации, когда требовались большие массы функционально подготовленных специалистов прикладного уровня при достаточно стандартизованных требованиях к ним. Школа, по характеристике социолога О. Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства (Toffler A. The third wave. - N.Y., 1980).

К основным характеристикам эгалитарной педагогики относятся: классно-урочная система, стандарты, массовость, объяснительно-иллюстративный тип обучения, школа как конвейер, ученик как объект, установка на социальную мотивацию ученика при реальном отсутствии таковой и др.

Как педагогическая теория и система эгалитарная педагогика присуща российской массовой школе практически на всем ее историческом пути - от зарождения в XVIII в. и до сегодняшнего XXI в.

Сохранение и даже доминирование эгалитарной педагогики Коменского в школах современной России определяется уровнем экономического и технологического развития страны, требующим для своего функционирования именно знаниевого, репродуктивного обучения.

Но это - дело временное. Сегодня, в эпоху постиндустриального, информационного общества, в России идет процесс активного разрушения государственного образования, что вызвано не экономическими, технологическими и пр. материальными факторами, а субъективными причинами, порожденными социальным переворотом - реставрацией и разрастанием отношений личной зависимости (имманентны традиционному феодальному обществу, как образцы - крепостническая и колхозная России), в которых массовая школа лишилась важнейших общественных функций - функций социального лифта и инструмента социальной мобильности. В конечном счете, это привело к трагедии - утрате учащимися (школьниками и студентами) мотивов и целей в образовании.

Эгалитарная педагогика - это педагогика массовой школы. Ее цели - внешние, социоцентрированные, ведущий педагогический закон - культуросообразность. Субъект деятельности - государство: оно создает школу как социальный институт и систему, берет на себя административное, законодательное, теоретическое, методическое, финансовое, кадровое и материальное обеспечение, осуществляет текущий и итоговый контроль.

Коменский, массовая школа, методология педагогики, история педагогики и образования, педагогические законы, культуросообразность, эгалитарная педагогика, автор - bulkinap, государство

Previous post Next post
Up