Успехи на эмоциях: учёные раскрыли секрет освоения математики

Feb 17, 2017 03:21

Что любопытно, положительные эмоции привели к большим успехам, чем высокий интеллект без особенно яркой оценки собственных результатов или интереса.

(источник)

16 февраля 2017, 22:51 Анастасия Клепнёва

Отрицательные эмоции влияют на успехи в освоении математики. К такому выводу пришла группа учёных в результате исследования, которое проводилось в течение пяти лет на 3 тыс. школьников. Ожидание успеха и гордость за свои достижения помогают справляться с учебными задачами, заключили исследователи. Математику выбрали неспроста - считается, что этот предмет вызывает наиболее интенсивный эмоциональный отклик среди учащихся.


  • РИА Новости



Очень эмоциональная связь

Опросы и лабораторные эксперименты и раньше показывали влияние отрицательных эмоций на успехи в освоении математики. Попытки же изучить влияние положительных эмоций давали противоречивые результаты. Международная группа учёных из Общества исследований развития детей (SRCD) решила провести длительный эксперимент и измерить связь ожиданий, достижений и оценок работ с разными - как положительными, так и отрицательными - ощущениями.

Оказалось, что в долгосрочной перспективе эмоции и учебные достижения подпитывают друг друга: отрицательное отношение коррелирует с более низкой успеваемостью, которая, в свою очередь, вызывает не самые радужные ощущения. Напротив, гордость за свои успехи и проявляемый интерес к предмету оказались связаны с лучшей успеваемостью на протяжении всего времени исследования. Что любопытно, положительные эмоции привели к большим успехам, чем высокий интеллект без особенно яркой оценки собственных результатов или интереса.
Пёстрая выборка

На основе исследований, которые проводили их коллеги раньше, учёные выделили семь значимых для своей работы чувств, которые чаще и регулярнее всего вызывает у школьников математика. Выбор пал на удовольствие, которое приносит предмет, гордость, злость, волнение, страх опозориться, скуку и ощущение безнадёжности. Предполагалось, что эмоции, которые вызывают эти чувства, будут влиять на успехи учеников, а достижения в освоении математики, в свою очередь, усилят или ослабят соответствующую эмоциональную реакцию.



  • РИА Новости

В эксперименте принимали участие ученики нескольких школ в Баварии. Эта область на юге Германии предоставила психологам возможность совместить в выборке из 3425 школьников и жителей сельской местности, и городов из семей с разным достатком. Школьная система страны, в которой существует разделение по сложности на основе результатов обучения в младших классах, позволила также сравнивать учащихся по разному уровню достигнутых успехов в образовании - условно, по интеллекту. Настолько широкая выборка и долгий период изучения были применены в изучении взаимосвязи эмоций и успехов в образовании впервые.
Создать положительный опыт

В течение пяти лет в конце учебного года психологи проводили опрос школьников, в котором учащимся нужно было оценить свои эмоции. Так, им предлагали отметить, испытывали ли они ощущение безнадёжности, если тема по математике казалась им слишком сложной, гордятся ли они собой после выполненной проверочной работы, скучно ли им делать домашние задания, боятся ли они дать неправильный ответ на уроке. Затем ответы на вопросы сопоставляли с оценками по математике. Кроме прочего, оказалось, что девочки, вне зависимости от реальных успехов, меньше гордятся своими достижениями, а мальчики чаще отмечают скуку среди связанных с математикой эмоций.

В целом выводы предыдущих исследований о том, что интерес и гордость за себя приводят к заметным успехам, ещё раз подтвердились. Также подтвердилось, что скука, злость и другие испытываемые в этих состояниях отрицательные эмоции снижают успеваемость. Кроме того, выяснилось, что хуже всего на оценки влияют волнение и страх провала.

Учёные отметили, что выявленные взаимосвязи не позволяют детально оценить влияние каждой из эмоций и установить точную связь между отдельным ощущением и его отражением на академических успехах. Кроме того, исследователи отмечают, что их результаты актуальны для возрастной группы средней школы и корректность их прямого переноса на младших школьников или студентов пока под вопросом. Однако они рекомендуют преподавателям учитывать итоги исследования в своей практике и создавать ситуации, снижающие вероятность появления у учеников устойчивых отрицательных эмоций. Например, советуют учёные, школьникам нужны задания, где они могут почувствовать свой прогресс, а не получить итоговую оценку.

эмоции, обучение, математика

Previous post Next post
Up