Отказ от педологии сделал СССР ближе к традициям русского образования. Ведь не одно столетие уже шел спор между сторонниками разных подходов в образовании.
Дидактический материализм (энциклопедизм) - строившиеся на этом принципе системы образования стремились передать учащимся некоторое (т.е. большое) количество знаний. Но созданные учебные программы терпели сокрушительные неудачи, были перегружены информацией, плохо связывали предметы между собой. Школьникам тяжело было усваивать материал.
Дидактический формализм, критикуя эти изъяны, стремился развить способности и познавательный интерес ученика, внимание, память, мышление. Делая огромный упор на это, формалисты непозволительно мало внимания уделяли именно знаниям.
Такой подход к образованию подрастающего поколения критиковал К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России. Утвердив в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания, он стал инициатором синтеза двух теорий, попытался взять из них все самое лучшее, найти баланс. Это дало новый импульс развитию русской педагогики. Это и было принято в СССР, где два подхода соединили так удачно, что советская система образования десятилетиями считалась одной из лучших в мире.