Автор: Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Викентьев И.И., 2009 г.
Авторы считают, что в хорошей рецензии должны быть не только оценки рецензентов, но и фрагменты текста анализируемой книги - так Читателю проще составить собственное мнение. Первое, на что обратили внимание рецензенты - это название книги. Оригинальное английское название книги: «How to Have Creative Ideas. 62 exercises to develop the mind» - «Как получатькреативные идеи. 62 упражнения для развития мышления». Несложно заметить, что в названии книги нет ни слова «Генератор», ни слова «софт», а слово «Creative» написано обычном образом, без «ff»… Оставим это на совести переводчиков издательства «Питер».
Вот что пишет сам о себе Эдвард де Боно на стр. 8:
«Эдвард де Боно является ведущим специалистом в области творческого мышления и в сфере обучения навыкам мышления. Как сотни и тысячи программистов создают программное обеспечение для компьютеров, так де Боно создает единственное в своем роде программное обеспечение для человеческого мозга. Исходя из того, что человеческий мозг - это самоорганизующаяся информационная система, он вывел принципы и творческие методы латерального мышления. Кроме того, де Боно является автором и создателем параллельного мышления и Шести Шляп Мышления. Его методики обучения персептивному мышлению (CoRT и DATT) широко применяются как в школах, так и в бизнесе. Многие ведущие корпорации мира испробовали на себе методы обучения творческому мышлению Эдварда де Боно. Среди них такие известные марки, как IBM, Microsoft, Prudential, ВТ (Великобритания), NTT (Япония), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия). А австралийская национальная крикетная команда с помощью этих методов стала самой успешной командой в мировой истории крикета. Группа академиков Южной Африки внесла имя доктора де Боно в список из 250 человек, наиболее значительно повлиявших на развитие человечества за всю его историю. Ведущий австрийский экономический журнал признал его одним из 20 живущих ныне провидцев. Ведущая консультационная фирма, Accenture, назвала его одним из 50 наиболее значимых специалистов в области делового мышления».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 8.
Дальнейшее изложение построим в виде таблицы: текст от Эдвард де Боно - слева, от рецензентов - справа:
Эдвард де Боно о теории Рецензенты
«Само устройство человеческого мозга исключает творчество. Ведь в противном случае существование человека было бы невозможно. Из 11 предметов одежды, которые мы надеваем по утрам, можно составить 39 916 800 комбинаций. И если тратить по одной минуте на каждую, то вам придется провести 76 лет вашей сознательной жизни, только примеряя все эти варианты!».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 14. То, что само устройство мозга исключает творчество - смелое и ложное утверждение. Чем тогда объясняются достижения человечества?
Да, действительно 11 предметов можно разложить 11! (11 факториал) способами… По мнению де Боно творчество отождествляется с выбором: одеть носки на ноги, на голову или ещё куда-нибудь? (А налезут ли?) Автор путает обыденную жизнь, в которой используются наши навыки и привычки, и профессиональное творчество. Те же самые предметы одежды были когда-то созданы человеком впервые - предложение новых - вот это было действительно творческой задачей.
«Впервые в истории мы можем рассматривать творчество как логичное поведение информационной системы определенного типа, без того ореола тайны и мистики, которые обычно сопровождают творческую деятельность».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 15. Насчёт «впервые» автор погорячился.
Ещё в Древнем Египте практиковалось гадание с использованием различных случайностей (полёта птиц, внутренностей животных и т.п.) - и было это 25 веков до нашей эры.
«Современные учреждения образования недооценивают важность такого фактора жизни, как вероятность, возможность чего-то. Две тысячи лет назад Китай намного опережал Западную цивилизацию в области науки и технологии. Китайцы уже тогда использовали снаряды и порох, неизвестные на Западе. Если бы Китай продолжал двигаться вперед с такой же скоростью развития технического и научного прогресса, сегодня именно это государство доминировало бы в мировой политике и экономике.
Что же случилось? Какой фактор так затормозил прогресс в Китае? А дело просто в том, что китайские ученые пришли к заключению, что можно двигаться только в направлении «от факта к факту, от утверждения к утверждению». Они не посчитали необходимым развивать такую область знания, как вероятность, гипотеза, предположение. И в результате прогресс замер. Именно это и происходит сегодня в мире повсеместно. В наш век компьютеров и компьютерных технологий люди считают, что главное, что они должны делать, - это собирать данные и анализировать их, на основании чего и будут приниматься решения и выстраиваться стратегии дальнейших действий. Такая тенденция очень опасна сама по себе, но еще страшнее то, что она может полностью парализовать прогресс в науке и технике. Именно творчество поможет взглянуть на собранную информацию под другим углом зрения, позволит комбинировать данные с целью создания новых ценностей, научит, где и как искать новую информацию, как строить гипотезы и выдвигать предположения. Я занимал научные посты в таких университетах, как Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет и Гарвард. И могу с уверенностью сказать, что время, отведенное в этих уважаемых учебных заведениях на изучение вероятности, равняется нулю. Все достижения нашей культуры и интеллекта толкают нас к совершенно точным утверждениям. Но не менее важное значение должно придаваться и возможностям. Чтобы не быть голословным, позвольте привести пример».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 19-20. В Российских ВУЗах даже гуманитариев учат основам теории вероятности. Возможно, и здесь мы имеем дело с вольным либо неточным переводом - и Читателю приходится догадываться о том, что имел ввиду Автор… Речь скорее всего не о «вероятности» в математическом смысле, а о чем-то типа «рассмотрения даже самых невероятных гипотез».
Да, конечно, выдвижению всевозможных гипотез и предположений следует уделять должное внимание. Но в сложных задачах количество возможных решений может исчисляться сотнями тысяч, и чем больше вариантов мы будем рассматривать, тем больше вероятность выбора неверного решения. В таких задачах важным бывает именно выбрать нужное направление поиска и «отсечь» большинство «пустых» вариантов еще на старте…
«Случайное слово
Это гораздо больше, чем просто игра, это серьезный креативный инструмент и один из основных приемов латерального мышления. Именно этот прием использовался группой работников сталелитейной компании для продуцирования 21 тысячи идей за один день. Это простейшая креативная игра, и к тому же самая легкая».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 30. Такое количество идей вызывает большое сомнение. В дне всего лишь 1440 минуты…
Формально возможно построить морфологическую таблицу, в которой такое количество вариантов содержится, используяморфологический анализ, но времени на рассмотрение всех вариантов определенно не хватит, тем более что абсолютное большинство из них будут бессмысленными - в подобных случаях ещё Платон использовал термин «дурная бесконечность».
«Наряду с другими технологиями латерального мышления метод случайного слова был впервые описан в 1972 году в моей книге «Латеральное мышление: учебник по творчеству». С тех пор идея была многократно растиражирована в разных изданиях».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 31. Как уже говорилось выше, методы использования случайностей при решении различных задач были известны ещё в Древнем Египте 55 веков назад...
Случайные процессы с XVIII в. используют математики…
Кроме того, сходные креативные техники описаны в книгах Артура Кёстлера:
- The Act of Creation, London, Hutchinson,1964
- The Act of Creation, Dell Publishing Co., New York, 1973.
Мы привели цитаты из общетеоретической части, показывающие, что Эдвард де Боно либо некомпетентен в некоторых вопросах творчества, либо намеренно скрывает известные и очевидные факты…
Теперь - непосредственно о 62-х обещанных Автором на обложке способах решения креативных проблем.
Эдвард де Боно о решении творческих и практических задач Рецензенты
«АЛГОРИТМ
1. Определите, какую проблему вы будете решать. Это может быть общая или специфическая проблема. Примеры некоторых проблеем приведены ниже. Вы можете воспользоваться собственными примерами, но только после того, как достаточно потренируетесь решать те, что приведены здесь.
- Кражи из автомобилей на парковке. - Мальчик, свалившийся в реку. - Кражи в супермаркетах. - Пробки на дорогах. - Злоупотребление алкоголем среди молодежи.
2. Выберите четыре случайных слова.
3. Покажите, как предмет, обозначаемый одним из слов, поможет решить данную проблему.
ПОДСКАЗКА
В данном упражнении необходимо опираться на сам предмет или явление, обозначаемые словом, а не на идеи, порождаемые им.
ПРИМЕР
Проблема: как привлечь больше туристов в прибрежный курортный городок.
Четыре случайных слова: трактор, сказка, благоразумие, США.
Первая мысль: обширная реклама в США (если сам городок находится не на территории США).
Дальнейшие идеи:
Придумать сказку, легенду, историю о городе или области, где он расположен и включить ее в книги, фильмы и т. д.».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 61-62. Творческого решения нет…
Нужно быть полным дилетантом в туристическом или ресторанном бизнесе, чтобы не знать, например, что включение легенды в книги и фильмы - это стандартное и широко известное под названием «Product placement» решение - и к тому же весьма затратное.
«АЛГОРИТМ
1. Определите проблему. Можете выбрать проблему из списка, приведенного в игре 15, или придумать свою.
2. Выберите одно случайное слово.
3. Покажите, каким образом вызванные этим словом идеи способствуют решению проблемы.
ПОДСКАЗКА
Идеи, понятия или образы можно извлекать из случайного слова и применять к проблемной ситуации.
ПРИМЕР
Проблема: как привлечь больше туристов в прибрежный курортный городок.
Случайное слово: радость.
Первая мысль:
Организовать ежегодный «фестиваль счастья». Обеспечивать счастливцев бесплатным (или со скидкой) проживанием. Награждать счастливцев призами или медалями.
Следующие идеи:
Открыть в городе школу по подготовке клоунов. Нанимать клоунов на работу в кафе, рестораны, гостиницы и т. д. Устроить ежегодный фестиваль клоунов».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 63-64. Как и в предыдущем случае:
- Организация различных фестивалей - в том числе костюмированных - известное решение;
- Непонятно, почему туристы будут выбирать данный городок именно по наличию в нем большого количества клоунов?…
Важный вопрос: возможно ли и насколько сложно получить данную идею БЕЗ использования данного алгоритма? Не знаем как Ваш, а наш ответ - да, подобные слабые идеи получаются без использования каких-либо алгоритмов…
«АЛГОРИТМ
1. Выберите пять случайных слов.
2. Покажите, как можно увеличить привлекательность любого из выбранных слов с помощью любой черты, ассоциации или понятия любого из остальных слов.
3. Постарайтесь проделать упражнения с как можно большим количеством слов.
4. Объясните, почему ваш выбор способствует увеличению привлекательности данного слова.
ПОДСКАЗКА
Старайтесь, чтобы предлагаемые ценности были как можно более очевидными и могли применяться в обычных обстоятельствах.
ПРИМЕР
Пять случайных слов: трамвай, ожерелье, дыня, парламент, парад.
Идеи:
Чтобы увеличить популярность парламента, возьмем идею парада: пусть члены парламента раз в месяц проходят маршем по улицам, чтобы простые люди могли их узнать и пообщаться с ними;
Кроме того, можно ввести своего рода опознавательные ожерелья для членов одной политической партии, министров и т. д.;
Есть дыню на ходу не очень удобно, но можно воспользоваться идеей ожерелья, то есть прикрепить дыню к шлейке, перекинутой через шею;
Многие люди не любят парады из-за того, что им приходится много ходить пешком. В таком случае, чтобы увеличить привлекательность парадов, можно воспользоваться идеей трамвая: участники парада будут передвигаться по улице, стоя на открытых платформах, которые едут по трамвайным рельсам».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 133-134. На наш взгляд перечисленные идеи либо банальны (как парад на платформах), либо абсурдны (как идея с дыней). Предлагаемый алгоритм годится в лучшем случае для того, тобы хоть как-то «стронуть» с места воображение уж очень закостенелых людей…
«В случае, если вы тщательно и ответственно проделали все предложенные упражнения, вы должны были развить и усовершенствовать не только свои умственные способности в целом, но и навыки творческого мышления в частности. Конечно, есть люди, уверенные, что любой систематический подход полностью противоположен творческой деятельности. Такой взгляд абсолютно неверен и выражает полное непонимание самой природы творческого мышления, которое является поведением самоорганизующейся информационной системы, образующей асимметричные модели.
В книгу включены 62 игры-упражнения, что составляет 52 + 10. Такой расчет предполагает, что вы выполняете по одному упражнению в неделю в течение года. 10 дополнительных упражнений рассчитаны на чрезвычайно энергичного читателя, которому недостаточно одного задания в неделю».
Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 162. Фактически: в книге указаны не 62 стратегии, а всего одна и давно известная: введение в ситуацию какого-то одного либо нескольких случайных элементов.
На стр. 166-189 автор предлагает «Таблицы случайных слов» Есть более простой метод известный ещё в средневековье и даже современным детям из фильмов «про шпионов» - случайные слова находятся в любой книге, открытой на случайной странице, уж не говоря о датчиках случайных чисел или генераторах случайных слов.
Подведем итоги.
Реально у Эдварда де Боно был материал на 1 небольшую статью об известном подходе: введении случайности в творческий процесс… Но он написал книгу.
Можно спорить об оценках, но в рецензируемой книге много фактических ошибок и невыполненных обещаний.
Уважаемый профессор не смог привести ни одного серьезного (не-клоунского) решения небанальной задачи.