Ренат Буц - режиссер-оператор и профессиональный фотограф, которому удается реализовывать себя в любимом деле. За 15 лет жизни в Турции успел пожить в Кайсери, Бурсе, Стамбуле и теперь живет в Анталии. В 18 лет покинул родную страну, Молдавию, чтобы получить высшее образование в одном из турецких университетов. До приезда в Турцию увлекался музыкой и даже выступал в составе рэп-группы. Интересы изменились, но любовь к музыке пригождается и в нынешней работе. Монтажом начал заниматься в турецкой компании продакшн. Сейчас Рената приглашают ведущие российские и турецкие компании. Среди его работ - эксклюзивные свадьбы, коммерческие съемки для компаний мирового уровня, а также проморолики о Турции для Министерства Культуры и Туризма в рамках проекта Home of Turkey.
- Ренат, ты закончил факультет электронной инженерии в Бурсе, как получилось так, что ты все-таки ушел в фото и видеосъемку?
С детства мне нравилось творчество, еще не научившись ходить, брал в руки фотокамеру, которая была моей любимой игрушкой. Со школьных лет я начал снимать, тогда еще на камеру «Зенит», проявлял сам снимки. С 2004 года я начал осваивать монтаж, потом работал в архитектурном бюро режиссером 3D-анимации. Первое время, еще студентом, я подрабатывал летом на турецких курортах гидом, и на заработанные деньги смог купить свою первую камеру. Это сейчас у меня уже целый арсенал собственной аппаратуры, которую я использую в работе. Понимая, что мое творчество только начинается, я стал больше изучать материалов на эту тему.
Книга Соколова "Природа экранного творчества" вдохновила меня учиться и пойти на режиссуру. Когда в 2009 году я поступил в магистратуру в Стамбульский университет на факультет режиссуры и кино, то окончательно понял, что хочу быть режиссером. В этом я увидел не только свое призвание, но и возможность зарабатывать на любимом деле.
С режиссером Алексеем Георгиевичем Соколовым
- Ты помнишь свою съемку, на которой ты впервые заработал?
- Конечно, как раз в тот период я снял свой первый коммерческий ролик для одной туристической компании. Первый раз я очень переживал, как все сделать правильно, тем более это была первая ступень, которую было важно преодолеть, чтобы развиваться дальше.
- А как сейчас обычно тебя находят клиенты?
- Каждый проект - это знакомство с новыми людьми, которые видят, как ты работаешь, и приглашают потом тебя для своих проектов. Поэтому сарафанное радио - самый эффективный способ продвижения. У меня большой круг общения, друзья и знакомые уже знают, что могут уверенно меня рекомендовать и как видеографа, и как фотографа. Я сотрудничаю со свадебными агентствами и частными координаторами, которые периодически приглашают меня в свою команду. Отдельно заниматься своим продвижением у меня, к сожалению, не остается времени из-за заказов и разъездов.
- Как ты считаешь, режиссер-оператор, фотограф - это призвание, или этому можно научиться, как любой другой профессии?
Хочу сразу подчеркнуть, что фотограф и режиссер-оператор - это очень разные профессии, хотя и близкие. И не так часто один человек может быть и тем, и другим. Фотограф - это художник, он мыслит картинками, может долго что-то анализировать, и предоставляет потом и другим людям, глядя на фото, что-то домысливать. Видеографу важны действия, "живые" картинки, из которых он создает уже готовую историю.
Фотография - это статичная композиция, где сложнее передать эмоции, чем это получается сделать с помощью видео.
В этом можно проследить эволюцию в целом. Вначале человек рисовал картины, потом фотографировал, а затем стал снимать кино. И когда на зрителя на первом в мире кинопоказе с экрана помчался поезд - это был шок. Это открыло другие возможности. А сейчас тем более виртуальная реальность окружает все.
Возвращаясь к профессиям - как почти в любом деле, есть ремесленники, которые могут купить дорогую камеру, научиться правильно владеть техникой и будут трудолюбиво выполнять свои функции. Но чтобы снимать шедевры, нужно мыслить более творчески и широко, постоянно развивать в себе это.
- Наблюдая, как ты работаешь, не остается сомнений, что ты относишься ко второй категории.
- Для меня каждая съемка - это не просто работа. Мне нравится сам процесс, я получаю огромное удовольствие. Мне нравится вставать на рассвете, ловить мягкий солнечный свет, взбираться на вершины гор, бродить по античным городам в поисках интересных ракурсов. Для меня это уже стиль жизни, который требует постоянного развития. Без обучения в этом деле, невозможно, если хочешь выполнять работу на профессиональном уровне. И это не только мастер-классы от профессионалов, но и общение с другими увлеченными, творческими людьми.
- Наверное, это часть ответа на вопрос, почему профессиональные съемки стоят довольно дорого, ведь образование - тоже часть вложений?
- Если речь идет о высоком профессиональном уровне, то такие съемки всегда будут более дорогостоящими. Просто обычно клиенты видят работу команды только со стороны, но многое остается за кадром. Например, это выбор и покупка техники, что тоже требует времени и больших вложений, это тщательная пост-обработка. Все это и многое другое в итоге и позволяет получить качественный результат.
Цена в этом случае - это оценка не только времени и труда, но и наработанного опыта, используемой техники. Да, как и в любой сфере на рынке есть те, кто могут предложить услуги дешевле. Каждый делает выбор, исходя из своих возможностей, это нормально. Но получить высокое качество по очень низкой цене - невозможно. В этом я принципиален и работаю только с теми, кто это понимает.
- В каких жанрах тебе больше нравится работать?
- Здесь стоит разделять творчество и коммерцию. Для себя мне интересно снимать природу, пейзажи, интересно участвовать в творческих проектах в команде, обмениваться опытом. В коммерческих съемках у меня накопился уже очень большой и разнообразный опыт: репортажи, концерты, тим-билдинги, конференции, свадьбы, спортивные мероприятия, путешествия, туризм, промышленность, архитектура, рестораны, еда, fashion... И этот список постоянно дополняется. В каждом жанре - своя энергетика, которую мне интересно уловить и передать, узнавая что-то новое и для себя. Я вижу, как можно красиво преподнести любой продукт, услугу или историю, и предлагаю это для клиентов.
На мой взгляд, работа в разных жанрах дает важное преимущество - твой взгляд не «замыливается», ты не уходишь в штампы, снимая одно и то же.
- Как тебе удается сочетать бизнес и творчество?
- Однозначно профессионал тот, кто зарабатывает на том, что делает. Пока ты не начинаешь снимать за деньги - это остается твоим хобби, но не работой. В то же время важно не убивать в себе любопытного ребенка, которому интересно пробовать что-то новое, экспериментировать. Я по-прежнему горю сам, эмоционально отношусь к проектам, и заряжаю этой энергией других. И в таком случае результат всегда получается интереснее, ярче.
- Что бы ты посоветовал тем, кто планирует заказать фотосессию или видеосъемку?
- Я считаю, что очень важен личный контакт, поэтому всегда советую познакомиться накануне, пообщаться за стаканчиком турецкого чая. Обычно те, кто видел мои работы, делают выбор более осознанно, и представляют, какой будет результат. Пока мне всегда удавалось находить общий язык с клиентами, на каком бы языке они не говорили.
- Но наверняка рабочие конфликты и непонимания неизбежны. Как сделать так, чтобы свести риски к минимуму, причем с обеих сторон?
- Очень важно заранее четко проговаривать объем работ, а лучше - фиксировать в письменном виде. Заказчик должен четко понимать, что именно он хочет получить от съемок, каким он видит результат. Конечно, часто люди до конца не представляют, какой видеоролик они могут получить. Тогда я показываю им примеры, выясняю, что им нравится, над чем нужно работать, чтобы подчеркнуть их индивидуальность. Если проект более серьезный, я подключаю уже команду, например, стилистов, сценаристов, координаторов. И в таких случаях очень важно работать с профессионалами своего дела. Это касается и свадеб, и корпоративных мероприятий, и спортивных соревнований, и фестивалей. Потому что от общего уровня организации зависит и результат съемок. Например, если будет нарушен тайминг, то можно пропустить хороший свет, если что-то пойдет не так, это тут же скажется на настроении и общей атмосфере.
- За что ты больше всего любишь свою работу?
- Прежде всего, это убивает мою лень. Мне постоянно приходится развиваться, двигаться вперед. Люблю свою работу за вдохновение, за драйв, который дают проекты. Это возможность всегда увидеть больше, чем другие, особенно когда съемки связаны с путешествиями. И конечно, это праздник, когда ты видишь результат, который высоко ценится клиентами и нравится тебе самому.
На съемках в Иране
На острове Санторини
- А что дается в твоей работе сложнее всего?
- Самый сложный этап - постпродакшн. Если сама съемка может занять день или два, то обработка материала может растянуться от недели до месяца. И в этом случае уточнение сроков - очень важный момент. Другой важный момент - это доверие. Самое неприятное, когда, например, ты не получаешь вовремя оплату за уже сделанную работу. Конечно, с такими людьми потом стараешься не иметь ничего общего.
- Какой проект ты считаешь самым интересным и успешным на сегодняшний момент?
- Home of Turkey - «Дом Турции». Это потрясающий проект, серия видеороликов на английском языке о Турции, который был реализован международным рекламным агентством при поддержке Министерства Культуры и Туризма Турции. Теперь эти ролики представляют Турцию на международных выставках, а в Интернете собирают миллионы просмотров. У нас сложилась отличная команда, особенно было приятно работать с моим другом Сертачем Юкселем ( Sertaç Yüksel) и ведущим проекта Джеффом Йангом (Jeff Young). Я выполнял роль режиссера-оператора, совмещая еще функции технического директора. Съемки длились около месяца, мы снимали в Газиантепе, Каппадокии, Анталии, Фетхие, Алачаты... Я увидел Турцию, где уже прожил несколько лет, с новой для себя стороны, и полюбил еще больше. Даже не подозревал, что это настолько потрясающая страна.
С ведущим проекта Home of Turkey - Джеффом.
- А насколько комфортно для тебя жить в стране с восточным менталитетом?
- Мне близка восточная культура, традиции. Турция научила меня делиться - опытом, знаниями, едой, своими эмоциями и позитивом. Большой плюс, в том числе для работы, это теплое отношение турок к иностранцам, а также многочисленная русскоязычная диаспора, особенно на побережье Средиземного моря.
- Это тоже была одна из причин выбрать именно Анталию?
- У меня появилось больше интересных проектов на побережье, поэтому я решил попробовать пожить здесь, хотя бы полгода. Еще мне понравилось, что на русскоязычном курорте меньше чувствуешь себя приезжим иностранцем, адаптация проходит быстрее. Но выбрав Анталию, я еще больше полюбил Стамбул. И когда теперь я приезжаю туда на съемки, на мастер-классы, этот город вдохновляет меня еще больше. Для Турции - это центр культурной жизни, где постоянно происходит что-то интересное. Еще одно мое любимое место, куда люблю приезжать за вдохновением - это сказочная Каппадокия, наполненная магией и очарованием.
- Какие у тебя есть планы на ближайшее будущее?
- Планирую проводить свои мастер-классы по фото и видеосъемке. Сейчас хотелось бы больше развивать направление по съемкам, связанным с туризмом, путешествиями, причем в разных странах.
- А есть ли у тебя заветный проект-мечта, который хотелось бы осуществить?
- Хочется делиться с другими тем, что вдохновляет тебя самого, и формат кино подходит для этого лучше всего. Меня вдохновляет Турция, поэтому один из долгосрочных проектов, требующий не только профессиональной подготовки, но и серьезной финансовой поддержки, - полнометражный художественный фильм, посвященный Турции.
Facebook:
https://www.facebook.com/RenatButsOfficial/?fref=ts Vkontakte:
https://vk.com/RenatRutsofficial Instagram:
https://www.instagram.com/renatbuts/ Видеоработы можно посмотреть здесь:
https://vimeo.com/renatbuts