Магия восточной сказки

Jan 22, 2009 23:52


На улице по-зимнему хмуро. Прохожие поёживаются от вечернего холода. Те, кто в курсе экзотических культурных событий Твери, спешат укрыться за лесами еще не отремонтированного ТЮЗа. Ритмы барабанов становятся энергичнее. Из полумрака сцены появляются первые танцовщицы, и на два часа ты погружаешься в очарование соблазнительного Востока, от соприкосновения с которым становится уже намного теплее…


 В седьмой раз восточную сказку зрителям дарит Екатерина Ильина, организатор традиционного фестиваля восточных танцев. Судя по переполненному залу - этот вид танцев по-прежнему не теряет своей  привлекательности и не намерен уступать позиции под натиском модных веяний. Среди выступающих - как профессионалы со стажем, создавшие свои ансамбли, так и любители, отрабатывающие «тряски», «восьмерки» и «шаги» на тренировках в фитнес-клубах. Возраст не имеет границ: на сцене танцуют и дети, и зрелые женщины. Подобный фестиваль - редкая для всех них возможность продемонстрировать свое искусство. Здесь и столь популярный в России танец живота, и народные индийские танцы, и арабские танцевальные зарисовки…

Восточный танец, попадая на российскую почву, трансформируется, совершенствуется, обрастая новыми деталями. Поэтому не стоит доверчиво воспринимать все, что происходит на сцене, как неотъемлемую часть культуры и истории Востока. Все эти танцы передают скорее общее настроение, но не национальную самобытность, и тем более не тот глубокий сакральный смысл, который изначально был заложен в Bellydance - танце живота, танце жизни. Где точно зародилось это направление, сейчас определить невозможно. Но еще много веков назад подобные танцы были связаны с культом Богини Плодородия, Богини-Матери, которая у разных народов называлась по-разному: Исида, Иштар, Афродита. Танец живота был частью религиозного культа, распространенного во многих древних государствах, в том числе Египте, Вавилонском царстве, Индии. Мужчины на такие церемонии не допускались, и вообще подобные ритуальные танцы были закрыты для широкой аудитории. Но со временем танец живота стал развлекательным элементом светской жизни восточных людей. Так, во времена Оттоманской империи женщины, собранные из разных стран в гареме, ублажали своего султана восточными танцами. Но, извиваясь под кружевными покрывалами и шелковыми платками, они оставались загадкой. Недосказанность вызывала лишь еще большее желание. К сожалению, сейчас многие не понимают этого скрытого смысла, и стремятся максимально выставить напоказ каждую часть своего тела.

Вообще считается, что восточные танцы - занятие сугубо женское, позволяющее раскрыться женскому началу, услышать голос своего тела, но это не совсем так. На самом деле в других странах профессиональными бэлли-дэнсерами считались как раз таки мужчины. Приятно, что на тверском фестивале нашелся один молодой человек, доказавший это своим мастерством. Игорь Дохновцев виртуозно исполнял танец живота и в одиночку, и вместе с новым коллективом «Black&White». Мускулистые чернокожие ребята и очаровательные девушки во главе с Игорем покорили зрителей и сорвали бурю оваций. Им удалось выделиться из общей массы, преподнести не просто танец, а целую историю. Хотя по умению говорить на языке танца пока никто не может сравниться с индийским шоу-балетом «Амрапали» во главе с ее руководителем Линой Гоел. В этот раз они порадовали своих поклонников двумя танцами. Первый номер - «Nagada-Nagada» («Играй, барабан»), стилизация народного танца штата Пенджаб. Это невероятно зажигательный танец о красивой девушке, чей взгляд режет словно меч, и влюбленном в нее юноше. Второй - «Aaja Nachle» («Давайте танцевать!»), выполненный в стиле Боливуд и взятый из одноименного индийского фильма. Танцы «Амрапали» поражают своей массовостью, отточенностью движений, продуманными яркими костюмами и потрясающе быстрым темпом, от которого кружит голову. По словам Марины Кругловой, выступающей в основном составе шоу-балета, без индийских танцев начинаешь морально деградировать. «Каждая репетиция делает меня лучше духовно, это сложно объяснить. Каждая песня - это отдельная история, которую нужно рассказать только с помощью мимики и жестов».

Из интересных танцевальных историй фестиваля запомнился и номер «В коралловом подводном царстве» в исполнении танцевального ансамбля Натальи Волковой «Лейли». Это стилизованный арабский танец, в котором очаровательные русалки, под шум волн, пытаются соблазнить моряков своим чарующим пением. Красивые бирюзовые костюмы, расшитые бисером, стразами и камнями (на каждый пояс ушло около 6 часов) заказывали для выступления сами. Одна из «русалок», Сахарова Оля, увлекается восточными танцами уже три года, когда после эстрадных и бальных танцев захотелось чего-то необыкновенно женственного, нежного и в то же время зажигательного.

«Мы всегда стараемся придать танцу что-то оригинальное и необычное, некий образ, который будет отличать его от остальных, - рассказывает Ольга. - Приходится тщательно работать не только над рисунком танца, но и над каждым взглядом, улыбкой. Красочность восточного танца захватывает, и невольно начинаешь меняться в повседневной жизни: в одежде появляется больше ярких цветов, интересных аксессуаров, ведь хочется, чтобы все это было не только на сцене, но и каждый день рядом с тобой».

Глядя на откровенные яркие наряды танцовщиц, на соблазнительные изгибы их тел, прислушиваясь к манистам, позвякивающим на их бедрах, задумываешься о странном парадоксе. Восточные танцы пришли к нам из исламских государств - Египта, Турции, Персии… Стран, где, согласно Корану, женщине запрещено быть артисткой. И сейчас во многих странах Среднего Востока на женщин распространяются суровые законы. Ни о каких публичных выступлениях, подобных фестивалю «Магия Востока», и мысли не может быть! Насколько же удивительным образом все меняется и переплетается в нашем мире. 
(Материал опубликован в журнале "Артфон", январь, №1(7) 2009)

восточные танцы, фестиваль, Турция, национальность, толерантность, Восток

Previous post Next post
Up