Метро

Mar 16, 2016 14:25



Завтра, 17 марта, в Музее архитектуры им. А.В. Щусева на Воздвиженке открывается выставка, подготовленная к 80-летию столичного метро, "Московское метро - подземный памятник архитектуры".

Не знаю, когда получится выбраться на выставку, а пока посмотрела документальный фильм про метро (из цикла "Советская империя", 2009 год).

Я не совсем новичок в вопросе, кое-что знала: тематический музей посещала, "Добровольцев" смотрела и в целом при общем повышенном интересе к советской истории нет-нет да попадалось что-то по теме. К слову, я и сама в 2009 году посещала метрострой, кажется, здесь где-то была запись об этом, будущую станцию "Марьина Роща" и перегон от нее до "Достоевской".

Тем не менее, фильм впечатлил, я даже всхлипнула в нескольких местах. Уму непостижимо, сколько труда и нервов вложено в строительство первых станций! Ведь строили почти вслепую, не имея конечного плана, не зная грунта, постоянно преодолевая множество непредвиденных трудностей - и предвиденных тоже, само собой.

В середине октября 1941 года был отдан приказ все метро заминировать и при угрозе сдачи Москвы немцам взорвать. Это то метро, которые строили не одна тысяча человек в течение 10 лет! К счастью, до уничтожения не дошло, более того, в военные годы были построены еще 7 станций. Согласно фильму, станции первой очереди не планировалось делать нарядными. Их предполагалось обложить простым и влагоупорным материалом - керамикой, которой, однако, в то время не оказалось в достаточном количестве (не понимаю, почему, но передаю то, что услышала). Тогда перед архитекторами была поставлена задача придумать альтернативные решения, и они так блестяще справились с поставленной задачей, что сейчас в московском метро можно проводить занятия по минералогии - такое здесь разнообразие видов камня, привезенного из разных уголков Советского Союза.

Поразительна также история мозаик на потолке станции "Новокузнецкая". Их собирал гениальный художник-мозаичист В.А. Фролов в блокадном Ленинграде, а доделав последнюю, восьмую, через несколько дней умер. И похоронен - в голове не укладывается, что существует подобное - в братской могиле профессоров Академии Художеств, погибших от голода в дни ленинградской блокады.

В общем, метро - это как дети. Они составляют нашу повседневность, с радостями и горестями, мы не можем представить свою жизнь без них, совсем редко вспоминая, через какие муки и подвиги они рождаются.
Previous post Next post
Up