Aug 28, 2008 12:55
Сегодня я попытаюсь изложить свои соображения по поводу больших компаний и работы в них.
Для начало скажу, что не все компании так уж безнадежны, и многие не подойдут под моё описание.
Но я и не стараюсь охватить те области в которых сам не работал. К примеру Microsoft, IBM, HP, ЛУКОЙЛ, Внешторгбанк и так далее...
Если сейчас непонятно, читайте дальше и поймете к чему это я собственно.
Итак приступил.
Вначале преамбула или предыстория.
За свою недолгую жизнь, а мне всего-то пока 20 лет (без нескольких месяцев 21) я уже поработал в государственной организации и в частной корпорации в которая является пока моим сегодняшним местом работы. Так же я работал и в маленьких только только начавших развиваться компаниях. Как и все работяги, я каждый день приходил на работу и сталкивался с проблемами, искал их решение, советовался с начальством, советовал начальникам, общался с сотрудником, получал новые знакомства и так далее...
Далее Амбула или сам смысл поста.
Итак.
Работая в государственной организации перво-наперво сталкиваешься с бюрократией. И это притом, что ты сам там работаешь. То есть не пришел со стороны за какой-нибудь бумажкой и к тебе относятся как к букашке. А сам являешься частью коллектива, казалось бы сплоченного и настроенного против пришельцев из вне (хотя там где я работал сторонних прошений как таковых не было, документооборот шел только с другими подразделениями, но суть все-таки та же). Ан нет, всюду лезут эти человеческие отношения, причем обычней всего не дружественные. Обычно работник считает так (я могу ошибаться, это моё личное мнение): "Я такой важный, да на мне тут все держится, а вы мне работы добавляете. И так дел по щиколотку. Некогда мне тут еще и с вами разбираться. Совсем обнаглели."Припомните никогда ли вы так не думали? Только честно! Так вот, а в это же время работник сидит и играет в игры, ибо считает это более важным делом! Ему просто лень заниматься работой, или работы неинтересная для него, но приходиться на неё ходить ибо работник преследует какие либо цели, обычно корыстные. И вот приходит вежливый человек и просит сделать сущую мелочь, подписать бумажку или поставить печать. Работника отвлекают от игры, маникюра, педикюра. разговора с коллегами, сплетничества (нужное подчеркнуть) и появляется раздражение, ибо вот она жертва на которую можно излить накопившуюся ярость и злость. И начинается... Правда знакомая картина? То-то же!
Что-то я далеко убежал. Так вот работав государственной организации.
Ты приходишь туда, молодой, полный идей и хотящий работать и развиваться.
В период врабатывания происходит осваивание и понимание принципов работы. И как раз на нем и происходит первое осознание попадание в болото. В наше время в государственных органах остались в основном пожилые люди. Так как их никуда больше не берут, или проработавшие на этом месте не один десяток лет. Опыта у них конечно будь здоров, но устаревшего и во многом не соответствующего сегодняшней действительности.
Тут я опять запутался в том, о чем хотел вообще рассказать. Думаю надо определиться. Что говорить я буду на тему в которой разбираюсь. То есть компьютерную тематику, и положение дел именно в этой сфере.
Вот теперь все стало на своё место! Надеюсь...
Так вот многие государственные организации повыгоняли (или они сами ушли) работников IT-сферы, оставшиеся старики уже просто не в состоянии следить за все нарастающем прогрессом в этой области. И подчас им бывает очень и очень трудно исследовать рынок ПО или железа и предложить наилучший вариант. Так бывает во многих местах, но конечно не без исключений. Поэтому таким организациям приходиться либо обращаться к аутсорсерам, либо делать все силами местных "хакеров"...или еще один отличный вариант как мне кажется, это принимать студентов на практику и выжимать из них по максимуму. Но и студенты будучи не дураки, тоже должны выжимать по максимуму, а именно опыт который они там получают. Возможно вначале он покажется незначительным, но не сомневайтесь, он стоит того. Ибо любой опыт стоит тех сил который на него были потрачены, чтобы там не говорили злые языки.
Но все же, даже при рвении прытких студентов как нестранно сталкиваешься со стеной бюрократии! Это притом, что ты с чистыми помыслами хочешь сделать чтобы все работало, крутилось, вертелось, облегчало жизнь, автоматизировалось...но нет.
Тут сразу сталкиваешься с начальниками, скорее всего старыми ничего не смыслящими в области компьютерных знаний, или наоборот считающих себя супер хакерами, ибо когда-то программировали на Фортране...-_-
Так вот этим людям приходиться доказывать всю необходимость того или иного шага! Я конечно же понимаю, что каждый шаг связан с риском и не только денежным, но раз уж вы начальник так проанализируйте риск, и прислушайтесь к речам специалиста. Не бойтесь простой попробуйте! Дайте развернуться небольшой идеи, посмотрите как будет сделано, как будет работать, ведь вам как начальнику важен результат. Понравиться, развертывайте идею побольше, и так, постепенно, вы вольётесь в струю. Всем будет хорошо. Вам что все работает и специалисту-студенту в том, что он получил опыт. Вроде бы все гладко, неправда ли?
Так нет, приходиться неделями доказывать свою правоту и предложенную идею. Даже на тестовую реализацию никто не хочет выделить сущие копейки. И только тогда когда все доводиться до критической точки, совершаются некоторые телодвижения и что-то происходит.
Или уже после аварии рвут и мечут и в впопыхах начинают все исправлять, хотя давно было известно о проблеме и инцидент можно было предотвратить. Но нет вот эта бюрократия, писание кучи бумаг, тучи обоснований, расписание каждой копейки на каждый проводок, на каждый бит информации. И все потому, что начальники привыкли ТАК работать, а молодое поколение не приемлет такого. Поэтому обычно студенты срываются и уходят, или остаются и смиряются на время с таким положением дел, или пытаются хоть что-то изменить проталкивая все-таки свои идеи. Но и у них терпение не вечно, и нервы не железные. Ибо приходиться сталкиваться не только с бюрократией, но и откровенной некомпетентностью старших коллег.
Вот наверное пока все про государственные организации, ибо я заметил, что мысли мои разбрелись и ни то что читателю, но даже самому непонятен смысл строк выше. А все потому как отвлекают, ибо пишу с работы. Но ничего, ничего. Крадучись, крадучись!
Продолжим.
Далее по списку небольшой очерк о маленьких и только только развивающихся компаниях.
Там дела обстоят намного, намного лучше!
Все просто, так как новые кампании обычно открывает молодежь уже достаточно живущая в информационную эру. Когда применение информационных технологий уже невозможно переоценить.
Но и тут бывают препятствия. И как нестранно одно из них, опять же полное непонимание и недоверие новоиспеченных директоров специалистам.
Вот так вот. Если вам повезло, просто радуйтесь. :)
И наконец, последнее...
Крупные корпорации. С историей, где работаю тысячи человек.
С одной стороны все очень хорошо, ибо сюда можно прийти начинающим специалистом, а выйти профессионалом.
В таких компаниях применяется масса технологий, компания обычно следит за рынком инноваций дабы не отставать от конкурентов.
Но и тут как водиться не без бюрократии. Приходиться уже доказывать не одному не двум, а целой толпе людей. специалистов кстати тоже, что твои идеи каким-то образом могут помочь компании. Но самое интересное, что подчас самые простые и очевидные идеи, все равно сталкиваются о скалы непонимания и так и висят нереализованными. Кучи специалистов сидят без работы, хотя она всегда имеется. Но пока это идея или заявка докатиться до них отгремев у высоких начальников времени пройдет тьма.
Получается нужно либо мириться, либо биться. Жизнь вот такая вот штука.
Уф, что-то получилось. Не то что задумывал, но мысли промелькнули.
Выводы: Нужно строить, или попытаться построить новый принцип. Направленный на бюрократии, а на человеческих взаимоотношениях.
Эта вообще необъятная тема. Но очень и очень и очень важная, ибо может радикально изменить всю деловую общественность и сломить старые, уже мало применимые в сегодняшнем мире средства организации людей.
Короткий вывод: Делайте фирму и экспериментируйте в построение как можно менее бюрократичного коллектива
P.S. Пытаюсь побороть свою проблему с четким изложением фактов по теме, не отклоняюсь в другие дебри. Не получается. Всегда стараюсь объять необъятное.
Эх, будем стараться!
Компании,
Бюрократия