Это вторая часть отчета. Первая
здесь. Уютная жежешечка сказала, что ашыпка и слишком длинный пост. Поэтому пришлось разбить на два. Поехали.
Киргизов проходил немного дольше. Я заранее был готов к всяким вымогательствам и про фокусы про всякие бумажки знал заранее. Но все прошло гладко. Особенное внимание только уделил наркоконтроль. Но и то скорее для галочки. Нюхастая служебная собака просто сидела рядом. Спрашивал сколько стоит машина и сколько я зарабатываю. Прикинулся бедным студентом. Нечего мол с меня стричь. Окей. Печать в загран поставлена, едем дальше.
И вот тут, после спуска с перевала, перехватило дух.
Открылись шикарные виды. В том числе и на пик ленина. Тут же встретил ребят с Украины, катающихся, кажется, на пежо эксперт. Экипаж из восьми человек плюс собака. Выяснилось, что у них случилась жопа с двигателем, и они его тут перебрали на коленке. И четвертый день обкатывают. Кажется, они тоже собирались в сторону Памира, но поломка сорвала все планы.
Дело было уже ближе к вечеру, а пик Ленина хотелось посмотреть поближе. Поехал в сторону деревеньки Сары-Таш. По прежней тактике пошел спрашивать у местных можно ли ставить палатку. Затащили в дом :) Сказали, что в палатке околею. Опять же накормили и напоили. Киргизы - тоже очень гостеприимные люди. Приятно.
В магазине утром обменял сомони на местные сомы. Курс не очень хороший, ну да ладно. Погода не задалась, горы не видно почти вообще никак, поэтому решил ехать до Оша. В Оше остановился пообедать. И снова не взяли денег. :) Обменял еще денег по более адекватному курсу и двинул на Бишкек. В одном из местных поселков купил симку оператора "O!" с предоплаченным интернетом. Обошлось в районе 250 сомов.
Асфальт до перекрестка на Сары-Таш с небольшими ямами, но на сам поселок и далее в сторону Оша - просто идеал. Это создало изначально обманчивое впечатление касательно того, что в Киргизии все прекрасно с дорогами.
Киргизы активно голосуют на дорогах. И очень обиженно смотрят, если не останавливаешься. Окей, остановился. "Бишкек, Бишкек?" Говорю: "Места нет". На меня смотрят как баран на новые ворота и явно видно полное непонимание того, как это места нет. Сзади, конечно, вещи, но не до потолка же, лежа можно поместиться :) Также заметил, что вовсю катаются машины на наших номерах, явно с киргизами внутри и без наклеек "RUS". Видимо это у местных понт такой, не знаю. Ездят хорошо. Активно режут углы в поворотах, как и таджики, но иногда попадаются очень дикошарые. Нужно быть начеку. Идет на обгон в лоб и тебе же еще мигает, чтобы уступил. Ну или, например, обязательно надо обогнать тебя, когда до стада баранов метров 30. Страховка, кстати, не нужна. Как и у таджиков.
Киргизские менты оставили гадкое впечатление. Пытались разводить на пьянку. Просили дыхнуть и чуяли какой-то там одним им ведомый перегар. Я про этот фокус знал, и отнесся спокойно, но все равно неприятно. Эти козлы останавливают тебя только затем, чтобы срубить с тебя денег, а не потому что есть реальные основания. Бодаешься с ними и теряешь время. Наши дпсники на их фоне - просто зайчики.
С заправками у киргизов тоже все неплохо: есть наш Газпром и КиргизМунай. Также создалось впечатление, что киргизы очень любят универсалы. Одних только мерседесов универсалов я видел просто тьму. Чтобы я видел хоть один в РФ: ну может быть один и видел. И то не припомню где.
Если в Таджикистане привычное дело - курдючные овцы на дорогах, то в Киргизии сплошь лошадки.
Дорога на Ош платная, берут с легковушки пять долларов. Ну ладно. Заплатил. Асфальт вроде бы ничего. Вскоре показалось токтогульское водохранилище. Киргизское море :)
В самом Токтогуле встретил челябинских джыпперов. Ну как встретил. Увидел эльку на обочине. А потом обнаружил и остальные машины неподалеку. С самими ребятами не общался. Решил их не троллить :) Судя по всему, их маршрут был неполной версией моего.
Окей. Поехал дальше.
Заночевал в карьере у местного кладбища. Съезды крайне тяжело искать.
Утром подошел молодой киргиз с собакой, на русском не говорит вообще. Очень долго с интересом смотрел, практически в упор и не мигая, как мы собираемся. :)
После обеда заглянул в село Кожомкул, названное в честь киргизкого баатыра. Кожомкул был ростом 2.30м, весом порядка 196кг, кисть была огромная, большой палец руки был 4см в диаметре. Он поднимал камни весом 300-600 кило. Рядом с его домом, который с 1930го года, если не ошибаюсь, является музеем, лежит даже камень весом почти 1300кг. Сложно представить, что такую хрень поднимал простой человек. Где-то я читал, что в свое время Кожомкула звали на боротьбу с Иваном Поддубным, но он отмахнулся. :) Исход этой борьбы был бы крайне неочевидным.
Спрашивал в поселке где найти дом Кожомкула. Внятную информацию дал старый крепкий киргиз. Оказалось, что это внук Кожомкула.
Дом Кожомкулу ничем не выделяется. Его можно узнать лишь по темной черепице.
Неподалеку стоит памятник.
А на выезде из поселка располагается и сама усыпальница силача.
До Иссык-куля доехать за день не успел. Встал ночевать в каком-то каньоне. Прибежал местный пес. Скормил ему одну рыбную консерву вечером и одну утром. Но он все равно не хотел дружить и подходить близко. :)
После обеда цель была достигнута.
Заодним посмотрел Барскоонское ущелье.
Пожалуй, это были последние приятные места на маршруте.
Сам Бишкек не впечатлил, но я там долго и не катался. От Бишкека до МАПП буквально километров 20. Казахи посмотрели мой загран, мой маршрут. Заставили выгрузить из машины все вещи, прошерстили их мобильным рентгеном. Саму машину загнали в другой бокс, и тоже прогнали через рентген. На все ушло часа два. До рентгена был паспортный контроль и формальный досмотр машины. Двое казахов-таможенников опять запели старую пластинку: "у тебя же много вещей, да? долго выгружать... давай на двоих по пицот и проезжай". Хренвам, дорогие попрошайки. Пропустили. :)
И вот я опять в Казахстане, въехал через Кордай. Поужинал в каком-то кафе, заправился на газпроме на 100 литров и двинул дальше по маршруту в поисках места, где можно переночевать. Вскоре мне попалось поле. С утра оказалось, что вокруг очень много полей, где вовсю цветет мак. Это красиво.
И опять понеслась тягучая и долгая дорога через степи. Вообще у меня создалось ощущение, что казахи не очень любят ямочный ремонт, хоть он и делается.
До Астаны я ехал 200км больше четырех часов. Казахские дорожники любители повтыкать ограничение 30кмч. И всем местным, похоже, на него плевать. :) Один я ехал и всех тормозил.
Особенно в Казахстане запомнилось озеро Балхаш. Поеду туда еще раз. :)
Доехал до Астаны и потратил почти все тенге в местном METRO. На выезде долился на КазМунае и поехал дальше. От Астаны до Петропавловска идет прекрасная автомагистраль, можно достаточно быстро и комфортно ехать.
И чем ближе к Родине, тем больше Казахстан напоминал Омскую область: сплошные березки :)
Потихоньку добрался до МАПП Казахстан-Россия и вышел через Петухово в Курганскую область. Прошел пограничный контроль достаточно быстро. Казахи опять заставили все выгрузить и прогнали по машине собаку, заставив обнюхать даже движок. Но это все фигня. Просто это самое невероятное чувство, когда ты дома. Не в своей квартире, не в своем личном доме, а просто у себя на Родине оказываешься. В гостях хорошо, а дома лучше. И все же я поеду туда еще раз. Но уже точно летом. :)
Традиционно план похода:
http://izhnet.org/pamir_exp