Изначально планировал использовать выдавшиеся четыре дня выходных на полную катушку, забурившись куда-нибудь на
Аракуль снова и ближайшие интересности, или на Конжаковский массив. Именно сам Конжаковский камень я
уже смотрел, но остались еще Серебрянский и Косьвинский, да и водопады там рядом Жигаланские. Но планы были переформатированы и потому прокатился до родственничков в Татарстан.
В
моем списке по Татарстану было обозначено только два места, одно из которых я подсмотрел у
farych. Оба места по пути, одно из которых совсем рядом с Альметьевском, где я пару дней пожил. И оказалось, что сурки здесь вокруг просто везде. Местные их иногда ловят на шашлык и говорят, что мясо очень вкусное. Монголы, кстати, их
готовят по-своему. А я не буду готовить их никак. Свинины хватает.
Размерами местные сурки показались меньше алтайских. К сожалению, мой телевик пока не встрою, а на 18-55 снять что-нибудь адекватное, когда речь идет о таких осторожных зверях, как сурки, непросто. Достойные фотографии можно посмотреть опять же у
farych:
http://farych.livejournal.com/546627.html На склоне рядом с Каширово обнаружил больше 20 нор. А пока топал к ним, от меня убегала свора из где-то 10-12 сурков, которые дружно стояли столбиками и матерились издалека. По-видимому,
алтайский сурок, который матерился на меня в июне прошлого года, был с простудой или ангиной, потому что кричат они на самом деле весьма пронзительно.
Сурки, которых я побеспокоил, живут на склоне холма рядом с Новым Каширово. Оно виднеется за полем.
Отметившись у сурков, нужно было посмотреть Акташский провал, который уже, по-видимому, правильнее называть Калейкинским, так как он находится в непосредственной близости от Калейкино, огорожен, и легко находится с помощью местных. В Сети пишут, в провал безвозвратно "ушел" трактор вместе с трактористом, а его глубина составляет порядка 28 метров. Также я нашел упоминания о том, что там ныряют дайверы. Достоверность информации стремится к нулю. Один из местных, работавший буровиком, говорит, что там сильное подводное течение и когда рядом бурили, то трубы загибало течением.
В Удмуртии есть свой подобный провал, именуемый Егониным провалищем. О нем говорят примерно также: что безвозвратно провалился человек. Только не на тракторе, а с лошадью и телегой. Егоня, соответственно. Потому так и именуется провал.
После осмотра Калейкинского провала поехал в Азнакаево. По некоторым источникам, в стране есть два памятника сурку: в Азнакаево и в Ангарске. Пока спрашивал местных, все дико удивлялись: откуда это у них тут памятник сурку, слыхом не слыхивали. "Может быть новый...Недавно поставили, не знаем. Вы бы хоть улицу назвали" (ц)
И только в одном из магазинов кассир подсказала: "Памятник сурку? Нет у нас таких. У нас просто сурок стоит. Где? А так до площади Победы езжайте, там и найдете". Памятник сурку оказался керамической фигуркой на газоне. Подобные изваяния обильно понатыканы, например, в Альметьевске, на половине кольцевых движений. Так что в википедию можно смело дописывать, что там есть памятники котикам, медведям, барсам и т.п. :)
Намотано 1400км, со средним расходом 7.0л на сотню. Одного бака хватило на 800км против паспортных 700 с хвостиком. Порадовало.