Jun 12, 2012 12:12
Ради чего? Цели и ценности нового образования.
Вопрос о ценностях и целях ключевой в проектировании. В образовании это еще и вопрос о том, какое образование является качественным. В номерах 1-3 Журнала мы начали разговор о контурах нового образования. Продолжим его, поговорим о ценностях целях и оценке качества.
Не разворачивая здесь критику существующего подхода к оценке качества образования, скажу одно: вопрос о качестве это не вопрос о том, что мерить (условия, процесс или результат) как мерить (ЕГЭ, Школьным экзаменом или тестированием PISA...), кто будет измерять: сам педагог или внешний эксперт.
Для проектирования нового образования необходимо вести разговор о качестве «по гамбургскому счету». В таком разговоре подход к решению проблемы качества должен быть содержательным.
А значит, мы должны говорить о том, как должны измениться ценности цели и результаты образования, чтобы мы могли преодолеть кризис общества, культуры, семьи, человека и наконец - кризис самого образования.
Существующая система образования воспроизводит общество в его наличных установках, формах и видах деятельности и ориентирована на подготовку ребенка к жизни в этом обществе.
Вспоминается грустное: Вы не любите кошек? ...Вы просто не умеете их готовить...
Нелишне, кстати, напомнить, что это общество потребления с мозаичной культурой, в которой материальное доминирует над духовным. Готовя к такой жизни, не избежать вопроса о том, как «оградить от распущенности»
Да уж ... дети цветы жизни - наша задача не дать им распуститься... Два стандарта: приготовить и не дать распуститься. Обучение и воспитание.... Но это же дети ! Ах да, они только мешают учебному процессу...
Ключевой тупик всех наших активностей в области качества образования в том, что в основе этой работы лежат ценности формирования (изготовления) человека по социальным образцам с целью его встраивания в существующее общество и соответствующие им программы и технологии.
И образцы то, честно говоря, не очень, и ребеночек не полено из которого надо Буратино выточить, да только идея формировать по-прежнему жива, хотя к счастью малоэффективна.
Принципиальный тезис: качественное образование не способ воспроизводства человека и общества, а практика их развития.
Перечислю здесь его основные характеристики
Качество результата
1. Учиться не ради чего-то, но во имя ...
Качественное образование то, которое осуществляется не «ради чего...» (карьеры, более высокого уровня дохода, «потребностей инновационной экономики»...) а «во имя КОГО».
Сказанное касается и общих и профессиональных программ, поскольку разница между тем, чтобы научить носить кирпичи, зарабатывать на хлеб и строить храм, только в том, ради Кого учим жить и действовать.
И еще: я не про гуманистическую педагогику. Гуманистическое - «во имя человека» натыкается на Христианское «человекоугодие», и проблема остается не то что не решенной, а не поставленной ...
Гуманистические ценности сгорели в печах Освенцима и лагерях ГУЛЛАГа, Ценности нового образования сложнее, возможно - трагичнее, поскольку они - ценности эпохи отрицающей ценности, эпохи иллюзий и символьных подмен.
2. Научиться «жить по полноте»
Качественное образование направлено на то, чтобы инициировать и поддерживать свободно принимаемое человеком решение жить осмысленной жизнью, меняя свой внутренний мир, как основу для изменения мира внешнего.
3.Содействовать образованию компетенции развития
Ключевым результатом обучения (именно обучения!) в качественном образовании является «компетенция развития», возможно вообще единственная универсальная и ключевая компетенция
Качество процесса
1. Не формируем но и не идем «за ребенком».
Качественное образование основано не на формировании по образцам, а на содействии свободному самоопределению, творчеству и разрешению внутриличностного конфликта.
Не формировать ребенка по образцу, но и не идти вслед за ребенком. Путь в том, чтобы искать источник внутриличностного конфликта, актуализированный в данный момент и помогать ребенку работать с ним, преодолевая его, обретая большую свободу, ответственность и эффективность.
2. Обучаем в деятельности, воспитываем в исследовательской деятельности
Качественное образование происходит в деятельности. Более того - исследовательская деятельность, основанная на логике перехода от вопросов поисковых к проблемным и далее к смысловым (сущностным) едва ли не единственный способ воспитания в ситуации постмодерна. Именно воспитания, а не развития критического мышления или научной культуры.
3. Каждый раз изобретаем педагогику заново
Качественное образование такое, при котором практика деятельности учителя основана на том, что не существует универсальной педагогики, дидактики, методики, технологии.
Качество процесса в том, насколько удалось решить задачу поместить себя самого в ситуацию непосредственного взаимодействия с ребенком, инициировав и сопроводив процесс образования в каждом таком взаимодействии «изобретая» педагогику
Качество условий
1.Только вместе с родителями
Качественное образование это такое образование, в которое активно вовлечены родители, взявшие на себя ответственность за управление образованием, развитием и социализацией своего ребенка.
2. Только в сети
Качественное образование начнет происходить только совместном сетевом сопроектировании, когда десятки тысяч открытых друг для друга точек сети начнут совместно обсуждать и продвигать цели и ценности нового образования. Любая локальная инициатива обречена именно своей локальностью - невостребованностью результата в остальных локациях....
Как измерять качественное образование?
Можно оставить все как есть, продолжая исподволь ориентировать систему на формирование прагматичного и социально-активного «homo economicus» и «совершенствовать ЕГЭ».
А можно искать иные способы оценки, понимая, что обеспечение качества НОВОГО образования это не контроль! Контроль он от патологического недоверия
Скорее всего, нужно:
- развивать формирующее оценивание, и в том числе учить(СЯ) формировать портфолио,
- учить(СЯ) доверять себе и окружающим, перестать мониторить и начать вкладываться в развитие культуры рефлексии
- содействовать открытости системы, и возникновению сетевого обсуждения совместно проектируемых результатов.
Тогда шанс есть
Контуры нового образования