Борьба с православием в Курском регионе в 1920-1950-е годы

Jan 27, 2017 12:28

Продолжаем публиковать интересные статьи о социальной истории. На этот раз статья об антирелигиозной пропаганде в нашем регионе.

Лунев Г.К. Борьба коммунистической партии за преодоление религиозных суеверий и предрассудков // Ученые записки (гуманитарный цикл). Вып. VIII. 1958. С. 39-73.

Для желающих целиком ознакомиться со статьей щелкните на приведенном выше библиографическом описании-ссылке. А в этом посте я приведу ряд интересных цитат из данной статьи.

«В июле 1918 г. Курский архиепископ созвал чрезвычайное епархиальное собрание духовенства и «мирян» губернии. Это собрание потребовало от Советского правительства сохранить в школах всех типов преподавание закона божьего в качестве обязательного предмета и одновременно обратилось к верующим с воззванием, в котором предлагало обсудить на своих собраниях вопрос об отделении школы от церкви и вынести требование не отделять школу от церкви.
… В селе Глебово, Фатежского уезда, Курской губернии священнику Дубному удалось убедить многих родителей не посылать своих детей в советскую школу, а направлять их в школу, организованную у него на дому»

«… Многие из сановного духовенства использовали церковное имущество в своих корыстных целях, совершенно не боясь наказания за употребление священных предметов «не для богослужебных целей». Так, наместник курского Знаменского монастыря И. М. Куркин, священник Я. Н. Камников, помощник резничего В. Г . Коханов и смотритель монастыря Е. М. Малованец в период изъятия у них излишков церковных ценностей (неупотребляемых в религиозных обрядах) для голодающего населения Поволжья умышленно скрыли от комиссии много церковной утвари, оставшейся после ликвидации монастырской лавки - 161,5 фунта серебра-лома»

«В селе Прохладном, Корочанского уезда, Курской губернии некая прорицательница» Марина объявила, что дождя не будет до тех пор, пока не откопают святого колодца на том месте, где ей во сне указал пророк. Верующие собрали деньги, хлеб, сало, купили вина, наняли рабочих. Колодец был готов и к нему двинула толпа суеверных людей с поклонами и подарками с надеждой на избавление от «божьего наказания » - засухи. Весть о святом источнике распространилась далеко за пределы Корочанского уезда и, наверное, вышла бы за пределы всей губернии, если бы «божия посланница» Марина не поссорилась со своими соучастниками при дележе собранных средств и не была разоблачена самими же организаторами открытия источника»

«Летом 1924 г. по слободе Ямской г. Курска разнесся слух о том, что девушка Клавдия Федоровна Солянина обрела в себе дух божий, вступила в общение с божеством, с загробным миром, с покойниками. Клавдия Солянина аккуратно в положенный час засыпала «таинственным» сном, во время которого вела свои переговоры с «потусторонним» миром. То она беседовала с умершим двоюродным братом, то расспрашивала своего давно умершего дедушку о житие и бытие на том свете, то разговаривала с ангелами. Спустя некоторое время в беседах с потусторонними духами Клавдия часто стала употреблять имя Александра Филипповича Азарова и требовать его появления у своей постели, говоря, что ей тогда станет легче. Мать Клавдии приводит Азарова. Это сразу оживляет «божественную» посредницу. Она прекращает разговор с «потусторонними» собеседниками, прячет икону и просит Азарова найти под подушкой все, что там есть, но Азаров ничего не находит. Тогда Клавдия говорит ему: «Пойди помой руки и возьми, чего еще не взял». Азаров моет руки и под подушкой находит «явление» иконы святого Митрофана. Затем в этом же доме «обновляются» две иконы Николая чудотворца.
Весть о «чудесах» в квартире Соляниных облетает весь город и окрестные села. Церковный клир в составе настоятеля Введенской церкви Ивана Плетнева, дьякона Семена Загороднего и псаломщика Николая Агеева открывают в квартире «чудес» службу во славу «необыкновенных явлений».
«Чудесными» явлениями заинтересовались местные власти. Выяснилось, что Клавдия Соляннна полюбила Азарова, но он не ответил на ее чувства. Тогда Солянина решила прибегнуть к помощи «необыкновенных чудес». Сначала она придумала таинственное засыпание, бред и разговор с жителями неба», затем искусно ввела в разговор имя Азарова и цель была достигнута. А чтобы закрепить сближение и женить Азарова на себе, Клавдия придумала фокус с поиском иконы в постели. Солянина добывает маленькую иконку святого Митрофана, во «сне» приказывает Азарову брать все, что имеется под подушкой, но для большей таинственности в первой раз спрятала икону в рукаве, а когда Азаров мыл руки, подсунула под подушку. Так родилось указанное «чудо». Мамаша же Клавдии под шум «чудесных» явлений подчищала другие иконы и объявляла их обновленными.
Настоятель Введенской церкви Иван Плетнев на вопрос: «Верите ли вы в эти чудеса?» - ответил: «Я не верю в чудесные явления и обновления икон, и если я служил, то лишь потому, что меня попросили отслужить молебствие».

«Служители религии призывали молодежь не вступать в комсомол, не посещать избы-читальни и библиотеки. В январе 1924 г. в селе Сажном, Белгородского уезда ими даже был пущен слух, что якобы правительство отправило два эшелона комсомольцев в Германию, а в Польше им всем отрубили головы и возвратили в Москву»

«В селе Гремячка, Щигровского уезда монашки бывшего монастыря Коренной пустыми распустили слух о том, что видели во сне антихриста, который все перепутал и теперь лишь бог может исправить, но при условии, что крестьяне перестанут ходить в избы-читальни, молодежь - вступать в комсомол, а дети - ходить в школу»

«Антирелигиозная пропаганда строилась на фактах, делалась наглядной и убедительной. В этом отношении большое значение имела «кампания» по вскрытию так называемых «святых мощей», привлекшая внимание сотен тысяч верующих.
Долгие годы верующие поклонялись «мощам», а оказалось, что церковники их нагло дурачили. Перед глазами удивленных и возмущенных людей при вскрытиях открывались богато убранные гробницы, заполненные разной рухлядью.»

«В своих проповедях и беседах священнослужители уговаривали верующих «не ходить в колхозы, так как бог против этого». Тракторы называли «сатанинской силой», от которой земля и весь урожай будут пропитаны керосиновым запахом.
Во многих церковных приходах духовенство объявляло срочные «говенья и исповеди», говоря, что после коллективизации верующие лишатся такой возможности. На исповедях грозили отлучением от церкви и «божьим наказанием» тем, кто вступит в колхоз»

«Реакционное духовенство Курского округа в своих проповедях также призывало сопротивляться мероприятиям партии и правительства по строительству социализма в нашей стране, выступало с критикой науки и т. д. Местные сектантские организации рассылали своих представителей по округу для проведения собраний с верующими и агитации против вступления в колхозы. Баптисты Обоянского района, например, заверяли крестьян в том, что у них (у баптистов) имеются свои организации за границей, которые помогут в борьбе против советской власти.»

«В результате успешного строительства социализма и большой работы партии по материалистическому воспитанию широких масс к этому времени заметно усилился отход населения от религии и увеличилось количество атеистов. Если на 15 сентября 1928 г. в Курском округе насчитывалось 73 ячейки безбожников с 2353 членами, то на 15 января 1929 г. их стало 109 с охватом членством в них 4230 человек. В Поныровском, Бесединском, Медвенском, Щигровском и других районах Курского округа многие верующие к этому времени отошли от религии и выносили постановления о закрытии церквей»

«Большой вред наносят религиозные праздники и здоровью верующих. Перед некоторыми из них (пасха, рождество) верующие «постятся», а затем безмерно пьют. едят, что вызывает желудочные заболевания, даже отравления, а значит - падение работоспособности. Безмерное пьянство и безделье в дни религиозных праздников ведут к нарушению социалистической морали, к несчастным случаям. Так. например, по данным районных больниц Советского, Свободинского, Ленинского (сельского) районов Курской области, в дни престольных праздников количество больных увеличивается на 5-15%.»

«Особенно большой вред как всему советскому обществу, так и самим верующим приносят поклонения «чудотворным» иконам и «святым» источникам. Вред этот наглядно виден на примере паломничества из Курска в Свободу и обратно.
Еще в период образования централизованного Московского государства церковниками была сфабрикована «чудотворная» курская икона и пущен слух, что она чудесно «явилась» на берегу реки Тускарь, у корня дерева. Икона, а также и вода в роднике, возле которого она была «найдена», были объявлены «чудотворными». Угнетенные и забитые феодальной эксплуатацией народные массы поверили этой выдумке церковников и в надежде найти избавление от болезней, мук и страданий стали совершать паломничество к месту «явления» курской иконы. Это паломничество, или «крестный ход», в Курской губернии являлось не только средством обогащения церковников, царской казны и купечества, и одним из важнейших средств духовного порабощения трудящихся эксплуататорскими классами.
Царские власти и церковники, прививая трудящимся массам вёру в «чудотворную» курскую икону, отвлекали их от борьбы против помещиков и капиталистов, сеяли ложную надежду на «чудесное» избавление от всех мук и страданий земной жизни. Сотни лет церковники обещают, что «наступит чудо», сотни лет верующие с надеждой и упованием ждут, но так до сих пор и не дождались его.

Придя с «крестным ходом» к Коренному «святому источнику», вся эта многотысячная масса паломников, подчас имеющих кожные заразные заболевания, спешит искупаться в реке, куда впадает источник, с иллюзорной надеждой на «исцеление». Многие тут же пьют грязную, взмученную воду, набирают ее в бутылки, флаконы и разносят по домам для «исцеления ближних» и таким образом подчас распространяют среди населения различные заразные болезни.
Во время массового купания паломников в речке Тускарь при впадении в нее этого родинка разного рода «знахари», «лекари» занимаются «лечением», особенно страдающих нервно-психическими заболеваниями. Объявив, что в них вселился «злой дух», «лекари» «изгоняют» его палками и другими тяжелыми предметами. Больная А. И. Шумакова, проживающая в г. Курске, вот уже второй год ходит на такое «исцеление» к иконе и к источнику, «...но здоровье мое, - говорит она, - не становится лучшим. Напротив, после купанья я почувствовала себя еще хуже».
Особенно много случаев заболеваний среди курских паломников наблюдается во время «крестного хода» в сентябре, когда начинаются осенние дожди. Усталые люди, идя покалено в грязи на расстоянии 30 километров, с иконами в руках, часто заражаются гриппом или получают тяжелые простудные болезни, надолго выводящие их из строя или навсегда понижающие трудоспособность.
Таким образом, религиозные пережитки, являясь наследием старых общественных формаций, не только наносят огромный идеологический вред советскому обществу, но и причиняют большой ущерб всему народному хозяйству страны и материальному благосостоянию наших людей, оказывая пагубное влияние на состояние их здоровья.»

«Большое значение для сохранения религиозных пережитков имеет широкое использование церковниками искусства. Верующие, поклоняясь мифической божественной силе, принимают участие в многочисленных обрядах, сопровождающихся пением, театрализованными шествиями (крестные ходы) и т. и. Церковная служба обычно подкрепляется хоровым и сольным пением, перезвоном колоколов и т. д. Вся эта ослепительная роскошь, необычайная театральность оказывает большое эмоциональное влияние на верующих.»

«В селе Локоть, Крупецкого района. Курской области имеется клуб и церковь. Весной 1956 г. в клубе кружки не работали, лекции не читались, кино бывало от случая к случаю. А в хорошо оформленной церкви имеется большой хор певчих. На пасху клуб был закрыт, потому что заведующий уехал в г. Глухов, и так как молодежи было некуда пойти, часть ее отправилась в церковь. Молодые люди говорили: «В церкви все празднично одеты, там мы друг друга посмотрим и себя покажем».»

«Как показывают факты, многие женщины у нас исполняют религиозные обряды потому, что они не заняты полезным общественным трудом, живут оторвано от коллектива, от общественной и культурной жизни.
Так, гражданка Васильева, проживающая в г. Курске, рассказала: «В молодости я посещала собрания, театры, кино, лекции, В бога не верила. Но вот лет десять, как я никуда не хожу, дома тоже работы немного. Однажды верующая соседка мне сказала: «Ну что ты сидишь дома, сходим в церковь». Я пошла, чтобы как-то рассеяться. В церкви встретила знакомых, поговорила с ними, а затем я стала ходить не только в большие праздники, но и по воскресеньям, хотя особой веры у меня нет и до сих пор».»

«В Вышних Деревеньках, Льговского района Курской области зимой 1957 г. в клубе было настолько холодно, грязно и неуютно, что молодежь его не посещала, а собиралась на посиделки (у предприимчивых тетушек: занимались гаданием, слушали суеверные истории, беседы о вере и прочем. Поэтому не случайно некоторая часть молодежи под влиянием гостеприимных «просветительниц» стала посещать церковь.»

история, Курская область, Курская губерния, документы

Previous post Next post
Up