Абсолютно согласен!
Снова наступили неблагоприятные метеорологические условия (НМУ), и снова на Челябинск опустился смог. И в СМИ эта проблема стоит на первом месте, ведь и губернатор на это обратил внимание. В выходные дни на областном канале была показана
программа, где снова говорили об экологии и политике. По законам телевидения в программу конечно попало не все, о чем говорили эксперты и другие участники программы и я, как участник этой программы постараюсь дополнить важные моменты.
Ведущий (Вячеслав Афанасьев) задавал много важных и нужных вопросов. Но мне показалось, была упущена логика решения самой проблемы загрязнения воздушного бассейна нашего Челябинска, если конечно целью программы было ответить на вопрос: что делать в сложившейся ситуации, что делать именно сегодня, сейчас?
Как это банально бы не звучало, а начинать нужно с изменения отношения к проблеме. Прежде всего это касается органов государственной власти. Я понимаю, что их взаимодействие с менеджментом крупных промышленных предприятий всегда эффективно и конструктивно, как говорится без резких движений. И всем это удобно. Кроме жителей миллионного города. Но природоохранные структуры обязаны выполнять государственные функции, в данном случае это экологическая функция.
Даже при современном законодательстве возможно намного умерить пыл промышленников и прекратить этот беспредел (прошу прощение за выражение, но назвать по-другому не получается). Даже существующий штраф в размере 250 тысяч, примененный в каждом случае, будет болезненным для крупных загрязнителей.
К сожалению, и этот штраф никто не взыскивает, хотя это реально. На практике наказывается не юридическое лицо, а должностное (инженер-эколог), в размере 40 - 50 тысяч. А ведь существует еще и административная санкция - приостановление деятельности до 90 дней. Для Челябинской области это вообще экзотика, по моей информации к загрязнителям данной санкции не применяли.
Далее, ничего не мешает тому же Росприроднадзору и природоохранной прокуратуре проконтролировать реальное соблюдение планов сокращения выбросов при наступлении НМУ. Такой план есть у каждого предприятия. Конечно, можно сослаться на нехватку полномочий и невозможность с такими штатами работать круглосуточно и в праздничные дни. А можно методично выезжать, проверять и составлять протоколы об административном правонарушении.
А еще есть такой механизм как возмещение вреда окружающей среде. Это вообще ядерное оружие для загрязнителей: суммы исчисляются десятками, а то и сотнями миллионов рублей. Как говориться было бы желание и принципиальность. Некоторые называют это явление - политической волей. Хотя для правоприменителей это должно быть обыкновенной государственной функцией. Так вот, обыкновенно не применяют все эти возможности, а когда по каким-то, только чиновником ведомым мотивам, пытаются применить - заключают
мировые соглашения прямо в суде (надеюсь это не повальная практика).
Закон также допускает в исковом порядке приостановить или совсем прекратить экологически вредную деятельность. Еще в бытность прежнего природоохранного прокурора (Анатолий Якимов) такая попытка была. Нужно отдать должное прокурору: против ЧМК в Металлургический районный суд такой иск был заявлен. И даже суд встал на сторону прокурора и челябинцев. Было положительное
решение первой инстанции. Вот только что потом случилось во второй - не ясно. Решение так и не вступило в законную силу. К сожалению, следов рассмотрения в областном суде я так и не нашел.
Значит можно все таки что-то сделать сегодня, ничего не реформируя и не придумывая. Ответ очевиден.