Jan 17, 2013 12:33
За последние годы в общественном сознании утвердилась мысль о том, что основным препятствием для социально-экономического развития является отсутствие ресурсов. Более того, постановка задачи развития считается несвоевременной, возможной только после стабилизации ситуации в стране и появления соответствующих условий. Очень многие руководители муниципальных органов власти считают, что основная их задача сегодня - это обеспечивать выживание.
Теория управления и просто здравый смысл говорит о том, что такая стратегия, изначально ограниченная только задачей выживания, обречена на провал. Нельзя выживать, не думая о будущем, не занимаясь развитием.
Если мы, опираясь на здравый смысл, решим, что основные антикризисные мероприятия это те, которые направлены на развитие, то мы должны заняться реализацией этих мероприятий, принимая соответствующие управленческие решения. На этапе подготовки управленческих решений, связанных с таким сложным вопросом как управление развитием, одного здравого смысла недостаточно. В этой ситуации целесообразно воспользоваться научным багажом и практическими разработками, накопленными в теории управления, которая рекомендует подготовку любого управленческого решения начинать со стадии проблематизации, т.е. с анализа проблем, а затем переходить последовательно к целям, задачам и, наконец, к решениям.
Воспользуемся этой последовательностью действий и вспомним, что проблемой, по определению, является несоответствие между желаемым и действительным состоянием. В нашем случае желаемое состояние это такое, когда муниципальное образование системно и успешно занимается собственным комплексным социально-экономическим развитием. Действительное состояние таково, что развитие в муниципальных образованиях за редким исключением осуществляется не комплексно, а спонтанно или эволюционно, под воздействием случайных факторов, только лишь в силу собственного потенциала развития, присущего любому социально-экономическому организму, но не как системно управляемый процесс.
Таким образом, проблема сегодняшнего дня, связанная с развитием муниципального образования, заключается в неуправляемости этого процесса.
Необходимо отметить, что выявление проблемы является важнейшим элементом принятия решения, поскольку из формулировки проблемы непосредственно следует вариант решения. Так в нашем случае, если мы признаем главной проблемой отсутствие ресурсов, то главной и первоочередной целью наших действий должно быть обеспечение ресурсами. Если же проблема - в отсутствии управления, то первоочередной целью становится организация управления деятельностью муниципальных образований по их собственному развитию. Выбор цели определяет иерархию задач, решение которых обеспечит достижение цели. Главная задача - это поиск механизмов инициации и управления развитием, приемлемых в современных условиях.
Управление любым процессом и в производстве, и в социально-экономической сфере возможно только на основе определенной технологии. Процесс комплексного социально-экономического развития в этом смысле не может быть исключением. Для того, чтобы местная власть могла управлять процессом развития своего муниципального образования, она должна знать как это делается.
Технология, по определению, это набор операций (или действий), объединенных общей целью, и гарантирующий достижение этой цели в том случае, если при выполнении операций используются условия, предусмотренные технологией (в производстве они называются ТУ - технические условия). Очевидно, что наличие технологии управления развитием, разработанной до уровня производственной технологии и переданной муниципальным образованиям, или реализуемой субъектом Федерации, решает главную задачу: задачу инициации процесса развития и налаживания процедуры управления этим процессом.
Рассмотрев практику разработки технологий в производственной сфере, можно увидеть, что технология управления процессом разрабатывается либо на основе теоретической модели этого процесса, либо на основе практического опыта, в том случае, если построение теоретической модели невозможно. Очевидно, что в нашем случае, когда процесс (комплексное развитие) сложен и не изучен, возможен только второй вариант. Однако, также очевидна необходимость постоянного научного осмысления результатов опыта и сопоставления этих результатов с имеющимися модельными (теоретическими) представлениями о процессе. Такое объединение безусловно обогащает и теорию и практику. Таким образом, если главной задачей считать разработку технологии управления развитием, т важной проблемой становится отсутствие теоретических представлений о процессах, связанных с комплексным развитием сложной социально-экономической системы, каковой является любое муниципальное образование.
О технологии этого процесса в следующем посте
аналитика,
стратегия развития,
муниципальное управление