“La repressione è il nostro vaccino” говорил герой известного итальянского фильма “Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений”, показывая, что борьба с любой формой мятежа и ниспровержения действующего режима будет пресекаться полицией, которая, в свою очередь обладает правом совершать преступления, так как она находится вне всяких подозрений.
Все это имеет прямое отношение к нынешней предвыборной ситуации в России, а точнее в Москве. На носу выборы мэра Москвы, Навальный рвется в бой, а на рынках ищут нелегальных мигрантов.
У меня складывается впечатление, что в медийном дискурсе в России мигрант и нелегальный мигрант стали одним целым. Кто такой нелегальный мигрант? Человек, который по приезду в Россию не выполнил необходимые процедуры для того, чтобы находится на территории страны и обладать правами, схожими с правами граждан данной страны. Например, сейчас я живу в Италии. Мой вид на жительство позволяет мне обращаться бесплатно к врачу по мере необходимости, работать, платить налоги и соответственно быть включенной в систему социального страхования. Когда мой работодатель платит за меня налоги, он выплачивает определенный процент в счет моей будующей или просто иллюзорной пенсии (это уже другой вопрос, касающийся итальянской реальности). Кто считается нелегальным мигрантом? Тот, кто этого ничего не делает, работает без уплаты налогов и тайно пребывает на территории страны, скрываясь от властей и органов правопорядка. В Италии ультраправые партии строят свой дискурс именно на том, что нелегальная иммиграция убивает страну, рабочих мест для итальянцев не хватает, и так далее (причем нелегальных иммигрантов в Италии процентов 15-20 от общего числа мигрантов на территории страны). Более чем заезженные фразы, постоянно вертящиеся на языке всех правых партий, националистов и шовинстов. В России это кажется лучом света в темном царстве. Как же спастись от таджиков? Надо их депортирвать! Плоскость и не жизненноспособность этой идеи ясна любому человеку, смотрящему на мир не глазами первого канала. На это есть несколько причин. Во-первых, статус нелегального мигранта в России усложняется тем, что государственные структуры (полиция и ФМС) делают все, чтобы мигрант оставался нелегальным. Плюс, нет никаких потуг со стороны государственных структур, в которых бы показывалось, что миграция и переселение людей - это нормально, это обыденно, в современном мире это неизбежно и не носит негативного характера. Плюс, большинство так называемых нелегальных мигрантов находится на службе у ЖКХ, строительных подрядчиков и других крупнейших организаций, которые должны бы в первую очередь принимать на работу легально, помогая даже на момент принятия на работу нелегально находящегося в стране человека, ему с документами, легализуя его пребывание в стране. Следовательно, бесправный человек, каковым является человек без документов, не может быть обвиненным в своей же бесправности. Должны быть обвинены не винтики, а сама машина. Винтик - это мельчайшее составляющее.
Во-вторых, медийный дискурс концентрируется на том, что разжигает межнациональную рознь в стране, которая является многонациональной, но в которой ее же граждане считаются гастарбайтерами или мигрантами. В этом виноваты СМИ, так как они, следуя чьим-то указаниям свыше, настраивают одну часть населения против другой. Например, я часто думаю о том, что когда я училась в школе в Москве, в начальной школе рассказали, что Россия - это рожь, березы и Пушкин. За время моего обучения в школе никто мне не рассказал, что в Дагестане огромное количество интереснейших языков, никто мне не рассказал, что в Туве есть многовековые шаманские традиции, никто мне не рассказал о буддизме в Бурятии, о народах Севера. Нет! Как человек, который растет в стране, где 140 народов может ничего не знать обо всем этом? Это политическое решение давать знать только о том, что царь, православие и Достоевский - наше все. В итоге мы оказываемся в ситуации, где чеченцы считаются мигрантами, простые мужики из центральной России в пьяном бреду требуют их депортации, а Навальный становится лидером всего этого националистического мракобесия, в котором он затмевает даже самого ВВП. И самое интересное, что продвинутая молодежь, проводящая время попивая сидр в Парке Горького, спорящая в инстаграме и твиттере, кто больше хипстер, выходит на Манежную площадь за него гурьбой. Из этого я делаю вывод, что наше будущее колеблется между правым и ультраправым, в котором националисты-русские будут покидать пределы России, становясь они же сами мигрантами. Но более высокого, хипстерского уровня. И вся эта модная молодежь уже не будет стоять на баррикадах, как Европа в 68 году, а повторять за героем фильма “La repressione è il nostro vaccino”.