4. Государство как насильник и убийца

May 02, 2013 09:01

Оригинал взят у fyodorrrrr в 4. Государство как насильник и убийца

Находясь в Берлине, постоянно наталкиваешься на две большие темы - холокост и "берлинская стена".



У вокзала на Фридрихштрассе, например, стоит такой вот грустный памятник - детям, которых везли убивать.

Отношения гражданина и государства все больше напоминают отношения младенца и матери.
Чем социальнее государство, чем оно лучше устроено - тем больше с ним связан человек.
Тем беспомощнее человек: перестанет государство платить пенсии, зарплаты, пособия, закроет больницы и перестанет охранять покой граждан - и все, вот и ад на земле. Можно это все считать неправильным и ужасным, но это факт.
И если государство по каким-то своим причинам решает убить (или помучить, ограничив в правах) какую-то часть своих граждан - увы, но граждане беззащитны и беспомощны. Именно как младенцы сумасшедшей мамаши, которая вдруг задалась целью их убить или покалечить.
Можно орать, лепетать какие-то увещевания, обмочиться - но это ничего не даст.
В этом смысле, даже наличие у гражданина оружия мало что меняет.
Современная американская история учит наш, что против арсенала спецслужб любой частный арсенал - игрушки(см. например историю секты Дэвида Кориша ). То есть, конечно, вооруженный человек может отказать сопротивление и убить какое-то количество посланных государством убийц. Но он-то у себя один. А у государства целые армии подготовленных специалистов.
Так вот, про холокост.
Ужас этой истории именно в том, что высокоорганизованное государство с первоклассной бюрократией и большими традициями дисциплины и ответственного подхода к порученному делу, каким была Германия, вдруг занялось уничтожением (с предварительным издевательством) сразу нескольких категорий своих граждан.
Если даже кому-то по каким-то своим причинам неприятны евреи, геи или цыгане, стоит задуматься о том, что под пресс попали еще несколько категорий граждан - например, деятели запрещенных партий. Или инаковерующие. Я к тому, что важна в рассматриваемом контексте не причина сумасшествия государства, а его последствия для частного лица. То есть для каждого из нас.
Частное лицо берут тепленьким прямо из постели ранним утром - а потом где-то в специальном месте специально обученные люди ( с хорошей зарплатой, выплачиваемой из налогов) это самое лицо убивают.
Частное лицо (если оно не хочет погибнуть в перестрелке с превосходящими силами государства) можно бежать от сошедшего с ума государства. Или противостоять ему мирными способами. Воевать с государством - утопия, увы.
Если нет возможности бежать и решимости бороться (что предполагает возможность сесть в тюрьму за убеждения, что сейчас в России крайне актуально), то последняя возможность - это ждать, что рано или поздно безумие окончится.
Само себя сожрет или нарвется на что-то внешнее, что его уничтожит.
К сожалению, безумие может длиться довольно долго.
Впрочем, тем людям, которых убивали в последние месяцы гитлеровского режима едва ли было легче от того, что режим явно коллапсирует. Человек умирает один раз, вот и все.
Ну тем не менее, поговорим о неизбежности конца любому безумию.
Тут мы переходим ко второй берлинской теме - к стене.



Вот на фотографии остаток той самой берлинской стены, как она была видна с Запада (экспозиция снизу - не про стену, на этом месте стояло здание гитлеровского ГУЛАГа, управления концлагерями, и теперь там очень интересное место- Топография террора)
Понять весь ужас ситуации можно только увидев это своими глазами - огромный город, в котором тут и там тебе попадаются напрминания о том, что здесь вот стояла стена, вышки, пулеметы, а вокруг был пустырь.



Очень красивая и недавно отстроенная Потсдамер платц все годы существования берлинской стены была заброшенным пустырем с бетонным забором в центре.

В чем суть проблемы, не пересказывая всю историю?
Гитлер проиграл, война кончилась.
Германию и Берлин поделили на четыре оккупационных зоны.
Берлин делили по какому-то сиюминутному принципу, во всяком случае поделили крайне уродливо.
В итоге из американской, английской и французской зон оккупации получилась Западная Германия, развитое государство Европы. И Западный Берлин, капиталистический анклав в центре Восточной Германии.
Из советской зоны получилась ГДР и там стали строить социализм.
Проблема собственно Берлина была в том, что разделение его на секторы первое время было довольно условным и народ активно перемещался туда-сюда. Тем более, что границы секторов проходили буквально по домам.
Западных людей это не сильно напрягало, а вот советских товарищей - очень.
К концу 50-х годов Западная Германия и Западный Берлин стали слишком популярны в социалистической зоне.
Люди активно перебирались туда, благо никаких преград принимающая сторона им не чинила.
Тут бы товарищам социалистам призадуматься, почему из их прогрессивного общества люди бегут (см. предыдущую часть - про бегство как одну из немногих возможностей гражданина избежать насилия со стороны государства). Но они пошли другим путем - физически ограничили возможности к бегству из ГДР. То есть не нравится тебе жить в ГДР - ну так мы тебя накажем и силой заставим любить социалистический фатерланд, а бежать - даже не думай, или убьем при попытке, или поймаем и накажем еще сильнее.
Все обернулось совершенно безумной паранойей в фирменном немецком стиле: Западный Берлин окружили бетонной стеной, при чем меры безопасности постоянно усиливали и совершенствовали. Тут есть целый музей стены где собраны множество историй самых невероятных побегов из ГДР. Это какой-то кровавый абсурд и паскудный позор - то что здесь происходило. В центре Европы, буквально за забором и на глазах всего мира, людей методично убивали просто за то, что они хотели переехать из одной части страны в другую.
Убивало государство, не жалевшее сил и средств на содержание умопомрачительной инфраструктуры контроля и насилия (гэдээровские чекисты были гораздо хуже советских - и территория меньше, и народу меньше, а главное - немецкая методичность, педантичность и изобретательность).
В итоге бежали единицы.
Потому что целое государство день и ночь работало над тем, чтоб не давать своим гражданам жить так, как их соседи за стеной и при том еще и не пускать их туда всеми силами.
И длился этот кошмар 40 лет!
В итоге, все равно все граждане ГДР уехали на Запад - всей страной.
И стенку дурацкую сломали.
И тех, кто ее строили и охраняли - поймали и наказали.
И чтят память всех тех, кто боролся и погибал.
Но - 40 лет.

К чему я все это?
Просто хочу предупредить.
Против нас, тех кто не согласен с лозунгом "Мир. Труд. Путин" - целое государство.
Аппарат работает, бюджеты выделяются.
Люди получают солидные зарплаты, чтоб следить, контролировать, не допускать.
Ресурсы государства несопоставимы с любыми частными - во всех смыслах.
Возможно, они даже и хотят какого-то силового сопротивления - чтоб уж можно было не мелочиться, а сразу по спискам пускать в расход, и без идиотичных судов, а какими-нибудь спецсовещаниями и трибуналами.
Возможно, они в итоге запустят машину массовых репрессий - почему бы и нет, в конце-то концов?
Утешает одно - рано или поздно все это кончится.
Надеюсь, что кончится так, как история ГДР - с песнями, танцами, люстрацией и так далее.
И не через 40 лет.
И день этот надо приближать всеми силами - но учитывая вышесказанное.
О другом варианте думать не хочется.

Previous post Next post
Up