Texas-city disaster, 1947

Sep 06, 2010 00:49

«Бенжамин Р. Кёртис», был построен в ноябре 1942 года верфью Джошуа Хэнди в Саннивэйл штата Калифорния. Судно имело длину 135 метров, ширину - 17,6 метра, глубину трюма - 10,5 метра. Валовая вместимость его составляла 7176 регистровых тонн. Во время войны ходил по Тихому океану, а по её завершении был передан Франции для "содействия в востановлении Европы" и был переименован в Grandcamp в честь местечка в Нормандии.

16 апреля 1947 года "Гранкан" стоял на погрузке в большом центре химической промышленности Техас-Сити. В трюмах у него был арахис, сизаль, фрезерные станки и, самое главное, 2300 тонн удобрений - аммиачной селитры.



SS "Grandcamp"





Порт Техас-сити до катастрофы

Нужно сразу описать, что представлял из себя Техас-сити тогда. Это - шесть нефтеперегонных компаний, нефтехранилища, химкомбинат, склады химикатов - и 50 пожарных на город. В город свозили удобрения, производимые на фабриках в Небраске и Айове, и в тот день вместе с Гарканом в порту стояли пароходы "Wilson B. Keene" (300 тонн селитры) и "High Flyer" (аммиачная селитра и 2000 тонн серы). Нужно отметить, что удобрения на фабриках паковались в бумажные пакеты, что являлось нарушением противопожарной безопасности - тара для таких веществ должна быть металлической. При этом грузчикам разрешалось курить при погрузке, что, видимо, и послужило причиной трагедии - кто-то бросил окурок в трюм.

Около 8 часов утра 16 апреля рабочие почувствовали едкий запах гари около 4-го трюма, а когда сняли люковые крышки, увидели струю дыма, пробивавшуюся между бортом и штабелем 100-фунтовых мешков с удобрением. Сначала стали лить воду из кружек и ведер. Потом принесли содо-кислотные огнетушители. Но от этого дым повалил еще сильнее. Кто-то догадался раскатать по палубе пожарные шланги, но старший помощник капитана запретил подключить их к судовой пожарной магистрали: "Не смейте этого делать! Вы испортите груз!"



На борту: клубы дыма вырываются из трюма.

В 8:25 был дан сигнал пожарной тревоги и к кораблю прибыли 4 пожарные машины, однако к тому времени температура вокруг корабля стала повышаться с такой скоростью, что залить его водой уже не представлялось возможным. Тем временем необычное зрелище горящего парохода привлекло большое количество зрителей, столпившихся на набережной и пирсах. Попытки полицейских рассредоточить толпу успехом не увенчались.



Пожарные поливают горящий корабль водой.



Разматывают пожарные рукава.



Кроме всего прочего, в пятом трюме корабля находились 16 ящиков со стрелковой амуницией по 150 фунтов каждый (70 кг). Когда был обнаружен пожар, команда начала спешно выгружать их, однако поднять успели лишь 3 из 16, после чего от старшего помощника поступил приказ покинуть судно. Появилась серьёзная угроза взрыва, и было решено использовать паротушение. Крышки люков были задраены, в трюмы пущен пар, однако никто не учёл, что аммиачную селитру можно тушить только большими объёмами воды. Через несколько минут люковые крышки были сорваны, и из трюма показались языки пламени. К этому моменту команда была эвакуирована, и на корабли оставались лишь 27 пожарных и капитан.

В 9:12 прогремел невероятной силы взрыв, разорвавший "Гаркан" на части. На несколько секунд в порту обнажилось дно, после чего высокая волна обрушилась на доки и стоявшие в них суда. Сотрясение почувствовали жители Луизианы, находившиеся в 250 милях от места взрыва. Взрыв зафиксировали сейсмические станции в Денвере и Колорадо. В Хьюстоне, на расстоянии 40 миль, в окнах выбило форточки. Многие части корабля весом в тонну позже были найдены от места взрыва в радиусе 2 миль. Двухтонный кусок паровой машины, пролетев одну милю по воздуху, упал на проезжавший по центральной площади города автомобиль. Все строения рядом с доками были разрушены, на город посыпался град раскалённого металла и горящих обломков. Сотни моряков, рабочих доков, зевак были убиты, многие в городе ранены разлетевшимися стёклами. Пароходы "ХайФлайер" и "Вильсон Киин", хотя и были закрыты большин железобетонным складом, были сорваны со швартовых и получили сильные повреждения. Взрывная волна сбила два небольших самолёта, которые упали в бухту. Загруженная нефтью пятидесятиметровая баржа "Longhorn II", ошвартованная по носу «Гранкана», как щепка, была выброшена на пирс и опустилась в 70 метрах от его края на крыши стоявших в ряд легковых машин, раздавив их. В других местах, на служебных стоянках, волной накрыло 600 автомашин.



Разрушения в доках.



Longhorn II.



Пожарная машина.

Но это было лишь началом катастрофы. Опустившиеся после взрыва на город раскаленные осколки металла и горящие кипы сезаля явились причиной сотен очагов пожара. Одно за другим с быстротой цепной реакции вспыхивали нефте и бензохранилища шести нефтеперегонных компаний. Из лопнувших в результате взрыва нефтепроводов текла нефть, которая воспламенялась при первом попадании раскаленного куска металла. Горели склады, горели дома, целые улицы. Район порта оказался отрезанным от города огненной стеной.

На новом химическом комбинате Монсанто в районе порта в момент взрыва "Гранкана" из 450 рабочих утренней смены было убито 154 человека. Двести человек было тяжело ранено. На комбинате загорелся главный склад химикатов. Горела сера. Ее удушливые пары относило утренним бризом в сторону города - многие жители были отравлены сернистым газом.



Химический комбинат Монсанто.



Поиск выживших на комбинате.

Одна за другой в пылающий и окутанный дымом Техас-Сити стали прибывать пожарные команды из близлежащих городов - Хьюстона, Веласко, Хай Айленда, Галвестона. Однако и они не были в состоянии помочь - то и дело вспыхивали новые очаги пожара. Городская радиостанция бездействовала. По задымленным улицам Техас-Сити, осторожно - пробираясь между трупами и обломками, курсировали полицейские машины. Их громкоговорители указывали обезумевшим от дыма и страха жителям наиболее безопасные пути эвакуации.

Взрывная волна сорвала крышки люков на "ХайФлайере", в трюмы упали горящие обломки, начался пожар - и в 1:10 ночи раздался новый взрыв, уничтоживший и его, и стоявший рядом "Вильсон Киин".



"Вильсон Киин".



Пожар на нефтехранилищах.

Напряженная борьба с огнем длилась более трех суток. На рассвете четвертого дня, когда пламя было потушено и дым рассеялся, в лучах мирного весеннего солнца в тлевших руинах лежало более одной трети города. Три четверти всех химических предприятий было уничтожено тремя взрывами.



Поиск выживших



Стоянка.





На заднем плане - баржа.













Взрыв в Техас-сити стал одной из самых больших промышленных катастроф в истории Америки. Количество жертв в разных источниках различается, но официальное число - около 500 человек.

Сейчас в городе установлены несколько мемориалов, напоминающий о трагедии:



Якорь "Гранкана".



Винт "ХайФлайера".



Мемориал.

Почитать на тему + фото:

http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2587/
http://www.local1259iaff.org/texascitydisasterpics.htm
http://www.texascity-library.org/TCDisasterExhibit/index.html

usa, grandcamp, 1947

Previous post Next post
Up