о католиках-"неполяках"

Oct 17, 2011 23:40

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 - 1914 гг.) Часть 3

9. Этно-политическое измерение религиозных конфликтов и противоречий в Северо-Западном крае.

МВД, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, и в апреле 1914 г. провело совещание губернаторов Северо-Западного края, на котором были разработаны меры по борьбе с полонизацией белорусского населения. Материалы Совещания дают нам представление о том, каким образом МВД оценивало этнорелигиозную ситуацию, сложившуюся в Литве и Белоруссии накануне Первой мировой войны. Материалы содержали описание и перечень явлений и процессов, которые вызывали особую тревогу министерства. В них, в частности, указывалось, что:

- «главнейшим орудием полонизации белорусского населения является Католическая церковь, которой пользуется польское духовенство для достижения политических целей;

- в этом отношении большое значение имеет нежелание Римской Курии допустить замену польского языка в дополнительном богослужении языком русским, объясняемое «внушением высших представителей польского римско-католического духовенства».

- использование польского языка в дополнительном богослужении влечет за собой изучение на этом языке катехизиса и преподавания закона Божьего. У белорусов возникает необходимость изучения польского языка и создает представление о нем, как важнейшем из языков, служащих для общения с Богом;

- во всех епархиях подавляющее большинство прелатов, каноников, официалов и членов консисторий образуют лица польского происхождения[45];

- в римско-католических семинариях ксендзы-поляки воспитывают семинаристов в духе преданности польским политическим идеалам, препятствуя тем самым развитию у белорусов-семинаристов «русского национального самосознания»;

- этнически ангажированная и прозелитическая деятельность польских и ополяченных ксендзов, «помимо всякого рода внушений», приводит к бойкоту русских школ, запрещению смешанных браков с православными, общению с прихожанами исключительно на польском языке, участию белорусов-католиков в польских обществах;

- и, наконец, в качестве основного заключения из всего вышесказанного - русская государственная власть не может относиться безразлично к денационализации «одного из русских племен»[46].

Переходя на практический уровень решения проблем борьбы полонизацией края, Совещание предложило правительству следующую программу действий:

- замещение высших римско-католических духовных должностей лицами не польского происхождения.

- воспрещение преподавания Закона Божьего и катехизации католикам - белорусам, литовцам и латышам на польском языке;

- допущение преподавания Закона Божьего и катехизации на белорусском наречии, но лишь в том случае, если на этом же наречии будет признано возможным преподавание Закона Божьего православным.

- употребление всех усилий к тому, чтобы в белорусских римско-католических приходах сами прихожане возбуждали ходатайства о введении дополнительного богослужения на русском языке или на белорусском наречии в случае, если это наречие будет допущено при произнесении проповедей и поучений в местных православных церквах..

Белоруссия, Русский мiр, история, Православие, империя, Россия, Родина, Западная Русь, белорусы, католическая церковь, историческая память, западноруссизм

Previous post Next post
Up