Процентная ставка как индикатор экономической стратегии

May 12, 2009 21:16

Прочитал заметку  Экономическая паника Путина ("American Thinker", США)
Ким Зигфельд (Kim Zigfeld), 26 апреля 2009

Автор, демонизируя «русского медведя», рассуждает на тему учетной ставки российского центробанка, бонапартизма Путина и т.д. Кстати, какова учетная ставка в США?
По данному поводу родились мысли, которые я попытался в максимально облегченной форме изложить ниже.

Центральный банк РФ как известно, держит высокую учетную ставку и лишь недавно по указанию премьера В.Путина снизил ее до 12,5-13%. Нацбанк РБ действует в том же духе и недавно тоже понизил учетную ставку в нацвалюте.
Сие обстоятельство вызвало крайне нервную реакцию у последовательных сторонников тетчеризма и рейганомики, идейных русофобов (по меткому замечанию проф. С.Н.Некрасова). И вот уже пестрят блоги и новостные ленты инфернальными сюжетами и предсказаниями скорого апокалипсиса российской экономики. По аналогии оцениваются робкие шаги национальных правительств постсоветских республик хотя бы чуть ослабить удавку ссудного процента с национальных экономик.
В чем дело?
Почему понижение учетной ставки, «отправленной в космос», вызывает такую истерическую реакцию?
Дело здесь в различиях политэкономических платформ или в чем-то другом?

Высокая учетная ставка - высокий процент заемных средств - катализация экономических процессов. Эта простая логика понятна, но далеко не всегда понятен конечный результат повышения учетной ставки, если абсолютизировать данную меру, игнорировать конкретно-исторические условия, технологический уровень и прочие «второстепенные мелочи». Высокая стоимость кредитов для реального сектора (допустим, промпредприятий радиоэлектронной отрасли) подобно гомеопатическому средству. Не рассчитал концентрацию - готовься к ритуальным услугам, хоронить придется целые отрасли национальной экономики.

Что такое учетная ставка? Это тот процент, под который коммерческие банки берут у центробанка (нацбанка) деньги для кредитования субъектов хозяйствования, граждан - т.е. производителей телевизоров, торговцев телевизорами, покупателей телевизоров.

К примеру, в РФ производят телевизоры «Садко» - производитель не может взять кредит под закупку комплектующих и прочие свои расходы в Центробанке РФ - он вынужден идти в коммерческий банк и брать там кредит под процент, который примерно в 2 раза выше, чем коммерческий банк взял у государства (Центробанка РФ). Банкир ведь тоже хочет заработать и, по сложившейся российской традиции, не желает работать за разумный процент прибыли, снижать планку рентабельности.

Ссудный процент производитель телевизоров закладывает в стоимость произведенного телевизора - цена вырастает. Допустим, производитель телевизоров получил кредит под 25% годовых - минимум на 25% выросла и отпускная цена.
Почему не ровно на 25%? Потому, что половину кредита придется погасить в течение первого полугодия, треть - в третьем квартале, плюс страховые расходы и т.д.  
Понятно, что оборот капитала в реальном секторе выше, чем у комбанка. Банкир берет у государства деньги и, посредством аппарата менедежеров-операционисток передает их под «процент сверху» производителю реального сектора - тому же производителю телевизоров. И в залог берет акции предприятия, или оценивает по балансовой стоимости корпуса предприятия и их берет в залог - чтобы подстраховаться. На случай, если предприятие разорится или его директор исчезнет вместе с взятым кредитом - довольно распространенный случай постсоветской практики.

Итак, банкир зарабатывает деньги, беря их «в долг» у государства и раздавая под ссудный процент желающим взять кредит или займ.

Обыватель давно присматривается к новому телевизору марки «Садко» - ему нравится цена (допустим, 1000 долларов в эквиваленте), технические характеристики, дизайн и прочие потребительские качества этого товара. Но он не купит его даже за 1050 долл., и, возможно, не купит его вообще, но об этом ниже.

Сегодня мало кто из производителей сам осуществляет продажу производимого им товара - как правило, эту «головную боль» любезно предлагают снять посреднические фирмы, покупающие те же телевизоры «Садко» оптом и предлагающие их в Ростове, Новосибирске, Туле, Воркуте операторам «средней руки», которые дробят крупнооптовую партию и предлагают ее розничным сетям.
С проблемой вынужденной работы с посредниками столкнулись многие белорусские госпредприятия, которые просто не смогли ни как уговорить российских производителей работать с ними «напрямую», хотя лично президент А.Лукашенко жестко критиковал посредничество как форму бизнеса и на время почти отсек посредников от госпредприятий. Однако проблемы о сбытом вынудили его сделать ряд реверансов в сторону «паразитов».

Посредники тоже берут кредиты в банках. Коммерческих, отечественных, а не зарубежных и, уж тем более - не у центробанков. Таким образом, стоимость кредитных ресурсов и для посредников отражается на цене товара, увеличивая его стоимость.

Далее следует розничная торговля, которая тоже зависима от банковских кредитов. И здесь ссудный процент играет на повышение конечной цены, презентованной покупателю.

И вот долгожданный визит обывателя в магазин. Потенциальный покупатель присмотрелся к пресловутому телевизору, он мечтал о нем и ради ускорения исполнения заветной мечты взял кредит в банке. Коммерческом банке. Почти под 30% годовых с ежемесячным погашением части суммы. Тяжело, накладно, но не дорого за мечту.
Тот же самый телевизор. Но совершенно иная цена. В ней вся кредитная история - от поставщика деталей на радиозавод до оператора розничной торговли.
И вот стоит человек и понимает, что мир не справедлив и полон коварства, алчности и обмана. Что к кредиту в банке придется добавить определенную суму «сверху». Пережить унижение перед теми, кому уже поведал о предстоящей покупке или пережить унижение, экономя на еде, досуге и т.д.?

С последнего квартала 2008 г. в РФ отмечено устойчивое падение потребительского спроса, ставшее ясным сигналом набирающим оборот негативным тенденциям в экономике, на которые просто обязаны были обратить внимание как чиновники экономического блока правительства России, так и экспортеры, ориентированные на российский рынок.

Что значит, потенциальный потребитель не приобрел телевизор «Садко»? Это значит, что разорилось несколько субъектов розничной торговли, а выжившие потеряли независимость, встроившись в розничные сети или попав в зависимость от криминалитета или «административного ресурса». Конкурентная среда исчезла и наступало время передела рынка между 2-4 операторами, которые еще более отдалились от справедливой наценки и цивилизованного сервиса.

Потенциальный потребитель не приобрел телевизор «Садко» - упали объемы реализации оптовиков, логисты обратили взоры на привлекательный по условиям поставок и потребительским качествам импорт. Уход с рынка тех, кто не смог обслуживать дорогие кредиты, капризы поставщиков и «розничников» также играет против конкурентной среды и справедливой цены.

Потенциальный потребитель не приобрел телевизор «Садко» - возник вопрос о будущем не только предприятия, но и всей отрасли. Сократились рабочие места, налоговые отчисления, вложения в науку и социальные программы.

От того, что потенциальный потребитель не приобрел телевизор «Садко» проиграли все. И пускай 90% деталей этого аппарата - импортные, а 90% денег, уплаченных за него - остатки перераспределенных государством в пользу бюджетников «нефтедолларов».

Аналогичная ситуация в Белоруссии, власти которой опубликовали свои намерения превратить «синеокую» в «тихую гавань» для мирового капитала в условиях глобального экономического кризиса. Вслед за Россией снизили подоходный налог до 12% (в РФ - 13%), сделав шкалу подоходного налога «плоской». Резко подняли стоимость заемных средств, отправив учетную ставку Нацбанка «в космос».
Оффшора не получилось, олигархи не ринулись строить дворцы в белорусских болотах, но аналоги российского «Садко» - белорусские «Горизонт» и «Витязь» - в очередной раз оказались на краю гибели.

Сегодня поборники либертаризма жестко критикуют вмешательство государства в экономику даже в условиях мирового кризиса. Они критикуют доклад ЮНКТАД «Глобальный экономический кризис. Системные провалы и общестрановые решения» (Я.Романчук и др.).
Либертаристы, поборники идей Р.Нозика, Ф.Хайека, М.Фридмана настаивают на независимости центробанка - по всей видимости, речь идет о независимости от государства, т.е. не только правительства, органов государственной власти и управления, но и от общества.

Однако не стоит играть на подмене понятий и выдавать ошибки госрегулирования за онтологически порочную практику, абсолютизируя либертаризм, который якобы одинаково хорошо «работает» и в Великобритании, и в России.

В Белоруссии, похоже, не сделали верных выводов из российского опыта, тенденций мировых рынков и своего собственного прошлого. Утвержденные правительством Белоруссии в 2008 г. прогнозные показатели роста ВВП в 2009 г. на 10-12% не откорректированы до сих пор. Чиновники от науки и пропагандистского аппарата настаивают на реалистичности плановых показателей - не смотря даже на обвал потребительского спроса в I квартале 2009 г., на гигантский рост отрицательного сальдо внешнеторговой деятельности, затоваренность складов промпредприятий и т.д.

Белорусская модель развития экономики доказала свою эффективность в условиях преодоления явлений мирового кризиса - заявил премьер-министр С.Сидорский 8 мая в минском Дворце Республики на торжественном собрании по случаю Дня Победы.
Что имел в виду премьер, не очень понятно. Говорилось о том, что не свернуты социальные программы, что предприятия работают.… В общем, все правильно. Правильные слова. Правильные поступки.
Наверное, именно так и должен вести себя председатель правительства Белоруссии. Стоит ли уточнять, каково реальное положение с соцпрограммами - с пособием по уходу за ребенком (соотносимость «декретных» с прожиточным минимумом) или история с отменой льгот, когда те же ветераны едва не лишились минимума внимания государства… Как работают предприятия - уточнение этой темы чревато напоминанием санкции «за дискредитацию государства».

К примеру, недавно солигорское чиновничество готовилось к визиту А.Лукашенко с сыном. Построили теплицу, подготовили торжественный запуск нового Краснослободского рудника градообразующего предприятия, организовали «пиар» в госСМИ по данному поводу. Но ни слова о том, какова конъюнктура цен на мировом рынке минеральных удобрений, каков процент в белорусском экспорте составляют эти самые удобрения, почему шахтеры в вынужденных отпусках, почему «старые» забои комбината остановлены. Бодренько так отрапортовали, выказали «уверенный оптимизм».
Или еще один пример: 12 мая министр труда и социальной защиты В.Потупчик на заседании президиума Совета министров заявил: в Беларуси складывается благоприятная демографическая ситуация, связанная с «созданием благоприятных условий для жизнедеятельности семьи» и способствующая повышению рождаемости. Причиной оптимизма стало увеличение с 1 января 2008 г. размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 80% бюджета прожиточного минимума. Сам же БПМ рассчитывается довольно цинично, в отрыве от розничных цен и прочей прозы жизни.

И в этом вся сермяжная правда белорусских реалий: имитировать имитацию, делать хорошую мину при плохой игре, петь здравицы тому, кто одной ногой уже в могиле. По большому счету, такая стратегия - результат отсутствия должных компетенций, порождающих нерешительность и непоследовательность действий.

В условиях, когда научный анализ подменяется наукообразным подхалимством, происходит подмена идеологически обоснованной стратегии тактикой хаотичной рефлексии по принципу «от противного», волевого акта на основе четкого осознания блага и цели - волюнтаризмом и мародерством.

Обострившаяся борьба между прозападно ориентированными «младолибералами», значительно укрепившимся в последнее время в белорусских властных структурах и противостоящими им «левыми политэкономами», обосновывающими модель госкапитализма на основе идеи «рыночного социализма» показательна во всех отношениях. Будь то вопросы налоговой политики или ставки рефинансирования, расходов бюджета или экономической стратегии в целом.

Внимание стоит обратить и на следующее обстоятельство: необходимость структурных реформ и адекватность макроэкономического анализа не есть синонимы вестернизации и либертаризма. Однако для принимающего решения «политического животного» разница между либертаризмом и социализмом не существенна, оно руководствуется не идеологиями или стратегиями аналитиков той или иной научной школы.
Отметим попутно: политическое животное - отличный тактик, но показывает свою полную несостоятельность в стратегии. Именно поэтому яхта под названием «Республика Беларусь» дрейфует между берегами, так и не решаясь пристать к одному из них даже в условиях шторма.

Что же касается "русского медведя", столь ненавидимого рядом западных политобозревателей, то куда бы он ни пошел - налево, направо, остался бы на месте - он будет осужден и обвинен во всех грехах, т.к. он русский.

ps

Институт Legatum опубликовал ежегодный рейтинг "Legatum Prosperity Index" («Индекс процветания»). Среди 104 стран мира в 2008 г. Россия заняла 57-е место, Украина - 68-е, Белоруссия - 78-е , Узбекистан - 80-е место… 
Т.е. предлагается поверить, что жизнь на Украине более «процветающая», чем в РБ, а в Узбекистане чуть-чуть хуже, чем в «синеокой».
Согласно другим аналогичным «геополитическим» исследованиям, МГУ вообще не входит в топ-100 вузов мира, и, логично предположить - тбилисский университет «круче» белорусского государственного…

кредитование, Белоруссия, экономика, либертаризм, ссудный процент, банковская система, Россия

Previous post Next post
Up