обрезание образования

Apr 03, 2010 21:38

Дунаев о ситеме образования РБ

Я уже отметил, что советская система не соответствует современным требованиям и ожиданиям в смысле продвижения к обществу, основанному на знании. Если бы все осталось на уровне длинных пятилетних циклов подготовки специалистов, это было бы просто анахронизмом. Но в последнее время появилось предложение сократить продолжительность обучения до трех-четырех лет - и это не только слова. Кому-то может показаться, что это европейский вектор развития, похожий на подготовку бакалавров, хотя в 2008 году академик Рубинов называл бакалавров недоучками, которые нам не нужны. Но на самом-то деле это и будут недоучки, потому что в западной системе - и англосаксонской, и болонской - этот первый, бакалаврский цикл дополняется магистерским как циклом профессиональной подготовки. А у нас магистерская ступень объявлена фактически частью аспирантуры, которая является подготовкой научно-педагогических кадров. Я уже не говорю о том, что такую подготовку проходит только один процент всех студентов. Фактически это означает, что белорусская система образования начинает работать на производство специалистов с очень урезанным уровнем профессиональной подготовки - таким, который нигде и не нужен. Можно, конечно, считать это бакалавриатом, но тогда где же белорусские студенты должны завершать свое образование? По всей видимости, только на Западе, поскольку в Беларуси ничего этого нет. Можно, конечно, называть такого выпускника специалистом: в свое время советский специалист в какой-то степени был сопоставим с магистром. По крайней мере, иностранные студенты, которые заканчивали советские вузы, получая диплом специалиста, очень часто одновременно получали и диплом магистра. Можно спорить, насколько это все соответствовало, но совершенно иной уровень подготовки очевиден. А сейчас происходит просто разрушение системы образования: это не советская система образования, не болонская, не англосаксонская - это самобытная, абсолютно бесперспективная модель.

За всем этим отчетливо, на мой взгляд, просматривается один мотив - экономия средств.

...Наше образование пропагандирует себя, особенно в глазах иностранцев, мифическими процентами ВВП, которые должны идти на его развитие. У нас в законе прописано, что на развитие образования идет десять процентов ВВП - я думаю, мало какая страна может таким похвастаться. Но в действительности никогда десять процентов ВВП на образование не выделялось. Это признавал и Радьков, который в 2008 году рассказал всем о том, что с 2001 по 2008 год шел процесс сокращения доли ВВП на образование с 6,4% до 5,1%. В 2009 году бюджет образования был сокращен на 21%. Понятно: кризис, надо чем-то жертвовать, и, наверное, не бюджетом МВД, а образованием. На 2010 год у нас обозначена цифра 7,6 триллиона белорусских рублей - это приблизительно 2,5 миллиарда долларов. И если ее сопоставлять с тем размером ВВП, который у нас заявлен, то, по моим подсчетам, на образование выделяется примерно 4,4% ВВП - то есть все меньше и меньше. Деньги из системы образования изымаются, и от этого она лучше не становится. Можно, конечно, изобретать различные способы укороченных образовательных циклов, завлекать иностранных студентов, потому что они могут принести какой-то доход, хотя и несопоставимый с реальными нуждами. Вариант с иностранными студентами может и не пройти, так как страна, где присутствует такая самобытная система образования, не очень привлекательна. Студенты едут туда, где есть отчетливая перспектива, признанное качество, поэтому у нас основная группа иностранных студентов - из Туркмении, из страны, которая уже давно поставила себя вне всяких рамок. Есть, конечно, китайские студенты, но они есть везде. И вот в связи с этим делаются попытки маскировать нашу систему под болонскую.

Белоруссия, образование, Болонский процесс

Previous post Next post
Up