Скандальное
интервью А.Геращенко российскому "Материку". Ждем-с реакции.
Фрагмент:
- «Русский дом» - это сугубо русская национальная организация?
- Несомненно. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы именно русская организация, а не узко этническое объединение великороссов. В «Русском доме» много и белорусов, которые не забыли о том, что они природные русские люди. Мы принципиально представляем себя не в качестве диаспоры за рубежом, а как общественную организацию неотъемлемой части русского народа, оказавшегося разделённым с Великой Россией вследствие геополитических потрясений конца XX века. В этом отношении Белоруссия видится мне скорее ещё одним русским государством, нежели инонациональным образованием. Во взаимоотношениях России и Белоруссии более правильно оперировать теми критериями, которыми мы оценивали отношения ГДР и ФРГ, Северной и Южной Кореи или же современных Германии и Австрии, Черногории и Сербии.
К сожалению, в российской печати в силу сформированных еще в советское время стереотипов (чего стоит только история о том, что белорусов, якобы, обижает слово «Белоруссия» - хотя именно так и называется моя Родина согласно всем правилам русского языка) крайне редко можно прочесть объективную информацию о национальном самоопределении и национальном составе народа Белоруссии.
- Насколько благополучным представляется вам положение с русским языком и русской культурой в Белоруссии?
- Ситуация с национально-культурным вопросом в Белоруссии вообще не такая простая, каковой она, видимо, представляется со стороны, в том числе в самой России и Русском Зарубежье. Да, в Белоруссии русский язык является государственным и основным в обиходе и о дискриминации по национальному признаку (русских, да и других национальностей) не может быть и речи. Но не все знают или понимают то, что сама национальная самоидентификация жителей Белоруссии - весьма сложный вопрос. Белорусы о человеке явно нерусской внешности так и говорят «нерусский» или же «нярусский» в зависимости от региона. А православные белорусы и вовсе зачастую считают себя частью русского народа.
Белорусский язык не имеет широкого хождения и употребления - это, скорее, язык местной «самастойнай» интеллигенции. Окончательно он был создан в начале прошлого века и является искусственной смесью различных местных диалектов. При этом создатели белорусского языка старались в основном опираться на те элементы местных говоров, которые были наиболее далёкими от общепринятого русского языка, преднамеренно игнорируя то, что было близко к русской лексике и фонетике.
Конечно, в деревне широко распространены белорусские, точнее западнорусские, говоры и диалекты, однако они куда ближе к русскому языку, нежели к официальному белорусскому, да и между собой различаются в весьма большой степени (см. М.Тарасевич «О национально-культурном составе коренного народа Белоруссии»,
http://vitrusdom.narod.ru/materialy.htm/muza.rar, «Точка зрения на претензии «своемовных»,
http://vitrusdom.narod.ru/materialy.htm/tochkazr.rar).
Национальное самоопределение в Белоруссии - вопрос, скорее, политический - те белорусы, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом. Те же, кто смотрит в сторону Европы, имеет польские, униатские или католические корни, или просто следует выгодной коньюктуре «незалежнасти», везде и всюду подчёркивают свою нерусскость и европейскость в противовес «русской азиатчине». Они считают себя не столько белорусами, сколько литвинами (не путать с литовцами), ностальгируя не просто по временам Великого княжества Литовского, а по выдуманному ими мифическому облику этого средневекового государства. При этом намеренно замалчивая о русской составляющей ВКЛ.
Следует отметить, что еще с советских времен именно белорусы-литвины практически полностью контролируют ряд значимых сфер в области культуры - театры, СМИ, издательства и т.п., что и приводит к иллюзии проживания в Белоруссии как бы совершенно иного, не русского народа. К сожалению, в рядах литвинов немало и русских (великороссов), приехавших из самой России, выучивших официальный белорусский язык и не понимающих, что таким образом они играют на руку тем недругам Русского мира, что хотят навечно оторвать Белую Русь от России и окончательно лишить белорусов их исконной русскости. Один из самых ярких примеров подобных заблуждений - ушедший из жизни руководитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин, родившийся и выросший в Сибири.
Во многом благодаря деятельности пролитвински настроенных россиян, многие белорусы искренне верят, что они и в самом деле «забыли» родной язык и пытаются развивать белорусскую культуру. Однако при более глубоком рассмотрении становится понятно, что вся эта белорусизация - не более, чем попытка расколоть единый русский народ и внушить белорусам мысль о том, что они - нерусские и их дальнейшая успешная судьба связана с Европой, точнее с католической Польшей, а не с Россией.
И при этом, многие выходцы из России призывают нас «уважать местную культуру и язык», как будто они, а не мы здесь родились, и не наши предки жили на этой исконно русской земле со времён Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, как будто бы у нас не было единых со смолянами и псковичами славянских предков - кривичей.