На заметку т-щу Заметалину

Jan 04, 2010 00:08

 Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
О кинофильме "Большая жизнь"
4 сентября 1946 г.


№ 277. п. 6г - О кинофильме "Большая жизнь".
  ЦК ВКП(б) отмечает, что подготовленный Министерством
кинематографии СССР кинофильм "Большая жизнь" (вторая серия,
режиссер Л.Луков, автор сценария П.Нилин) порочен в
идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении.
  В чем состоят пороки и недостатки фильма "Большая жизнь"?
  В фильме изображен лишь один незначительный эпизод первого
приступа к восстановлению Донбасса, который не дает правильного
представления о действительном размахе и значении проведенных
Советским государством восстановительных работ в Донецком
бассейне. К тому же восстановление Донбасса занимает в фильме
незначительное место, а главное внимание уделено примитивному
изображению всякого рода личных переживаний и бытовых сцен. Ввиду
этого содержание фильма не соответствует его названию. Больше
того, название фильма "Большая жизнь" звучит издевкой над
советской действительностью.

...  В фильме "Большая жизнь" дело восстановления Донбасса
изображается таким образом, будто бы инициатива рабочих по
восстановлению шахт не только не встретила поддержки со стороны
государства, но проводилась шахтерами при противодействии
государственных организаций. Такое изображение отношений между
государственными организациями и коллективом рабочих является
насквозь фальшивым и ошибочным, так как известно, что в нашей
стране всякая инициатива и почин рабочих пользуются широкой
поддержкой со стороны государства.
  В этой связи в фильме фальшиво изображены партийные
работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте
показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка
инициативы рабочих по восстановлению шахты может, якобы,
поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают
дело таким образом, будто бы партия может исключить из своих
рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства.
  Обстановка восстановления Донбасса ошибочно изображена в
фильме таким образом, что создается впечатление, будто бы
Отечественная война закончилась освобождением Донбасса от
немецких захватчиков. Фильм представляет дело так, как будто бы в
начале восстановления Донбасса произошла демобилизация армии и
все солдаты и партизаны вернулись к мирным занятиям. О войне,
которая была в этот период в разгаре, в фильме говорится, как об
отдаленном прошлом.
  Фильм "Большая жизнь" проповедует отсталость, бескультурье и
невежество. Совершенно немотивированно и неправильно показано
постановщиками фильма массовое выдвижение на руководящие посты
технически малограмотных рабочих с отсталыми взглядами и
наслоениями.
...нелепо и дико изображать в качестве
положительного явления выдвижение отсталых и некультурных людей
на руководящие посты.

В фильме "Большая жизнь" дано фальшивое, искаженное
изображение советских людей. Рабочие и инженеры,
восстанавливающие Донбасс, показаны отсталыми и малокультурными
людьми, с очень низкими моральными качествами. Большую часть
своего времени герои фильма бездельничают, занимаются
пустопорожней болтовней и пьянством. Самые лучшие по замыслу
фильма люди являются непробудными пьяницами. В качестве основных
героев фильма фигурируют люди, служившие в немецкой полиции.
В фильме изображен явно чуждый советскому строю тип (Усынин),
остававшийся при немцах в Донбассе, разлагающая и провокационная
деятельность которого остается безнаказанной. Фильм наделяет
советских людей нравами, совершенно не свойственными нашему
обществу. Так, красноармейцы, раненные в сражении за освобождение
шахты, оставлены без всякой помощи на поле боя, а жена шахтера
(Соня), проходящая мимо раненых бойцов, проявляет полное
равнодушие и безразличие к ним. В фильме изображено
бездушно-издевательское отношение к молодым работницам,
приехавшим в Донбасс. Работниц вселили в грязный, полуразрушенный
барак и отдают на попечение отъявленному бюрократу и негодяю
(Усынину). Руководители шахты не проявляют элементарной заботы о
работницах. Вместо того, чтобы привести в порядок сырое,
протекающее от дождя помещение, в котором были размещены девушки,
к ним, как бы в издевку, посылаются увеселители с гармошкой и
гитарой.

...  Художественный уровень фильма также не выдерживает критики.
Отдельные кадры фильма разбросаны и не связаны общей концепцией.
Для связи отдельных эпизодов в фильме служат многократные
выпивки, пошлые романсы, любовные похождения, ночные
разглагольствования в постели. Введенные в фильм песни
(композитор Н.Богословский, авторы текстов песен А.Фатьянов,
В.Агатов) проникнуты кабацкой меланхолией и чужды советским
людям. Все эти низкопробные приемы постановщиков, рассчитанные на
самые разнокалиберные вкусы и особенно на вкусы отсталых людей,
отодвигают на задний план основную тему фильма - восстановление
Донбасса. Коллектив талантливых советских артистов использован
постановщиками фильма неправильно. Артистам навязаны нелепые
роли, их талант направлен на изображение примитивных людей и
сомнительных по своему характеру бытовых сцен.

....    Дело в том, что многие мастера кинематографии, постановщики,
режиссеры, авторы сценариев легкомысленно и безответственно
относятся к своим обязанностям, недобросовестно работают над
созданием кинофильмов. Главный недостаток в их работе заключается
в том, что они не изучают дело, за которое берутся. Так
кинорежиссер В.Пудовкин взялся ставить фильм о Нахимове, но не
изучил деталей дела и исказил историческую правду. Получился
фильм не о Нахимове, а о балах и танцах с эпизодами из жизни
Нахимова. В результате из фильма выпали такие важные исторические
факты, что русские были в Синопе и что в Синопском бою была взята
в плен целая группа турецких адмиралов во главе с командующим.
Режиссер С.Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный"
обнаружил невежество в изображении исторических фактов,
представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде
шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а
Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, -
слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.


  ...ЦК ВКП(б) устанавливает, что Министерство кинематографии, и
прежде всего его руководитель т. Большаков, плохо руководит
работой киностудий, режиссеров и сценаристов, мало заботится об
улучшении качества выпускаемых фильмов, бесполезно затрачивает
большие средства. Руководители Министерства кинематографии
безответственно относятся к порученному делу и проявляют
беспечность и беззаботность в отношении идейно-политического
содержания и художественных достоинств фильмов.
  ЦК ВКП(б) считает, что работа Художественного совета при
Министерстве кинематографии организована неправильно и совет не
обеспечивает беспристрастной и деловой критики подготовляемых к
выпуску фильмов. Художественный совет часто проявляет
аполитичность в своих суждениях о картинах, мало обращает
внимания на их идейное содержание. Многие члены Художественного
совета не проявляют принципиальности в оценке фильмов,
высказывают суждения о картинах, исходя из личных, приятельских
отношений с постановщиками кинофильмов. Только этим можно
объяснить, что Художественный совет при обсуждении фильма
"Большая жизнь" не сумел разобраться в его идейном содержании,
проявил вредный либерализм, дав совершенно необоснованно высокую
оценку фильма. Отсутствие критики в области кинематографии,
атмосфера семейственности в среде творческих работников кино
являются одной из главных причин производства плохих кинофильмов.
  Работники искусств должны понять, что те из них, кто и
впредь будет безответственно и легкомысленно относиться к своему
делу, легко могут оказаться за бортом передового советского
искусства и выйти в тираж, ибо советский зритель вырос, его
культурные запросы и требования увеличились, а партия и
государство будут и в дальнейшем воспитывать в народе хорошие
вкусы и высокую требовательность к произведениям искусства.
  ЦК ВКП(б) постановляет:
  1. Ввиду изложенного выпуск на экран второй серии фильма
"Большая жизнь" запретить.
  2. Предложить Министерству кинематографии СССР и
Художественному совету при министерстве извлечь необходимые уроки
и выводы из решения ЦК ВКП(б) о кинофильме "Большая жизнь" и
организовать работу художественной кинематографии таким образом,
чтобы впредь была исключена всякая возможность выпуска подобных
фильмов.

пропаганда, идеология, кино, искусство, рецензии, СССР, идеологическая работа

Previous post Next post
Up