почему нет

Nov 01, 2015 15:30

лимитрофии не обладают достаточными для развития ресурсами - интеллектуальными, прежде всего, но и материальными тоже.

для опережающего развития нужны огромные финансовые ресурсы, которые лимитрофы могут приобрести лишь при крейне удачном стечении обстоятельств в непродолжительный период времени, тогда как полноценные державы приобретают их даже при экстенсивном развитии.

для опережающего развития нужен интеллектуальный потенциал, формируемый как поддержанием на протяжении длительного времени общего высокого уровня культуры, так и поддержанием постоянного количества интеллектуалов, что требует постоянного отбора из хорошо образованных и, когда количество таковых перетекает в качество - получается то социальное ядро, которое производит образцы искусства, технологии и т.д. - в лимитрофии элементарно нет условий для этого, нет этого количества хорошо образованных - хорошее образование является роскошь, хорошая медицина является роскошью, технологии импортируются.

для развития приоритетных направлений экономики необходимо непрерывно на протяжении длительного времени осуществлять крупные капиталовложения в научно-исследовательские работы, а иногда их надо кратно и быстро наращивать на приоритетных направлениях - лимитрофии могут лишь эпизодически вбрасывать некие суммы, которые, будучи даже относительно большими, не решают проблему общей отсталости и догоняющего развития.

постсоветские лимитрофии оказались с огромным наследием СССР, которым не могли распорядиться - могли только промотать, поменять на стеклянные бусы, уездить (как украинские дороги), с разной степенью участия наблюдать за неизбежной деградацией высокотехнологичных производств, интеллектуальной среды и самой системы ценностей.

отчаянные попытки преодолеть закономерные следствия лимитрофии предпринимали, но крайне редко это заканчивалось успешно, однако даже в случае крайнего везения успех был относительным и полностью детерминированным внешними факторами.

Белоруссия не может потребить столько грузовиков МАЗ и тракторов МТЗ, конкурировать ни на внутреннем, ни на внешнем рынках с МАN и Caterpillar не может - по отчётам Белстата видно, как деградируют целые отрасли, составлявшие славу БССР и оказавшиеся мельничным жерновом на шее в условиях «незадлежности», вне народнохозяйственного комплекса великой державы, один на один с мощнейшими ТНК и мощными зарубежными национальными корпорациями (годовой оборот не самой крупной из которых кратно превышает годовой ВВП лимтрофии). Латвия столкнулась с аналогичными проблемами и предпочла дать обречённым умереть, прекрасно понимая, что будущего у латвийских прямых конкурентов западноевропейских компаний нет. Туркмения, никогда не хватавшая звёзд с неба науки, деградировала на несколько веков и при «Туркменбаши» уже не то что про ликвидированные Академию наук и НИИ - даже про оставшуюся начальную школу можно было говорить при существенных оговорках.

прошло совсем немного времени с тех пор, как расчленили СССР и Югославию, создав почти два десятка уродливых обрубков, неполноценных ни по одному из параметров образований, где более- менее приличный уровень могут поддерживать лишь чиновники и блюдущие их интересы  полицейские,  где вместо неплохо развитой полвека назад промышленности, решавшей огромное количество социальных функций (от занятости до воспроизводства  квалифицированной рабочей силы)  базисом стала сфера услуг (торговля (прежде всего - перепродажа импорта), телекоммуникации и банковский сектор («дочки» зарубежных компаний), транзит).

уже сейчас некому, не с чем и не на чем воплощать смелые фантазии об «инновационном пути развития», «экономике знаний» и т.п. - технологий нет,  кадров нет, доступно лишь морально устаревшее импортное оборудование (при этом кредит для его покупки непозволительно высок), не решает проблему даже низкая оплата труда и наличие собственной сырьевой базы (у некоторых и этого нет), нет даже минимально ёмкого внутреннего рынка сбыта для серийного производства (например, автомобилей, поездов, станков, даже среднетехнологичных промежуточных товаров) и нет никаких шансов отвоевать на внешних рынках нишу для себя в сватке с зарубежными монстрами (за которыми стоят правительства).

поэтому молодёжь уезжает в полноценные государства, укрепляя их потенциалы и ослабляя потенциалы лимитрофов, ибо на малой родине, если не найти клад, получить наследство от пресловутого канадского дядюшки или удачно выйти замуж/жениться перспектива легальной самореализации есть лишь у кассирш, шофёров, парикмахеров, охранников и т.п. - мечта стать космонавтом, к примеру, как стал им простой советский мальчик Юрий Гагарин, для юного литовца или белоруса недостижима.

лимитрофии не могут себя защитить - в лучшем случае героически погибнуть, уповая на помощь «врага моего врага» из числа полноценных государств.
нет ни единого основания считать, что у лимитрофного статуса есть хоть какое-то позитивное будущее, что этим статусом надо гордиться и, тем более - умирать за него, хотя именно в этом всеми способами и методами стараются убедить население лимитрофий внутренние выгодоприобретатели и внешние игроки, не заинтересованные в усилении своих геополитических конкурентов.

лимитрофы

Previous post Next post
Up